Говори смело
Какие ассоциации у вас возникают при словах «ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию»?
Наверное, это – нищенское существование, пьющие и бьющие родители? На самом деле тяжелых ситуаций много. Можно ли считать, что ребенок испытывает трудности, если он не умеет правильно говорить, если из-за этого у него нет друзей, если его не понимают и не хотят слушать, если он не может рассказать о своих проблемах, планах, идеях, поделиться своими мыслями? Безусловно, да.
Главным помощником для таких ребятишек становится логопед. С одним из них – Любовью Юрьевной ШИРОНИНОЙ, учителем-логопедом коррекционной школы, имеющим высшее дефектологическое образование и первую квалификационную категорию, мы беседуем о проблемах с речью у детей и путях их преодоления.
- Чем отличается работа учителя-логопеда общеобразовательной школы от работы учителя-логопеда коррекционной школы?
- Специфика логопедической работы в коррекционной школе VIII вида обусловлена, с одной стороны, характером нарушений у учащихся высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.
- А что значит понятие «нарушение речи»?
- Нарушение речи – это отклонение от языковой нормы в процессе речевой деятельности из-за расстройства психофизических механизмов у говорящего.
- Каковы основные признаки речевого нарушения?
- Несоответствие речи возрастным нормам. Ребенок, у которого речевой дефект не проходит сам, нуждается в логопедической помощи.
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди обычных детей. От 70 до 90 процентов учащихся начальных классов нашей школы имеют выраженные дефекты устной и письменной речи.
Как учитель-логопед могу сказать, что за последние три года из вновь поступивших учащихся 90 процентов имеют нарушения речи и нуждаются в коррекционной логопедической помощи. Нарушения речи у детей носят системный характер, то есть затрагивают все компоненты речевой системы (звукопроизношение, словарный запас, связную речь и так далее).
- Чем обусловлены речевые расстройства у учащихся коррекционной школы, как они проявляются?
- Расстройства речи у наших подопечных проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. У учащихся наблюдается слабая мотивация к общению, снижение потребности в речевом контакте, они часто отказываются от общения со взрослыми и сверстниками, проявляют речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).
- Каковы наиболее распространенные речевые нарушения?
- У детей с ограниченными возможностями здоровья частыми речевыми деффектами являются нарушения звукопроизношения, и эти нарушения – полиморфны. Коррекция нарушений звукопроизношения у наших учащихся является более длительным и сложным процессом, чем у обычных детей.
Иногда бывает достаточно 13-15 занятий, чтобы «поставить звук», но его «автоматизация» заканчивается через полтора-два года. Основными причинами здесь являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения. У наших учащихся нарушение речи – вторично, на первом месте – нарушение развития.
- Расскажите о направлениях в логопедической работе.
- В начале учебного года проходит логопедическое обследование и диагностика речевого развития всех учащихся. Проверяется как устная, так и письменная речь. Определяются дети, нуждающиеся в логопедической помощи. По результатам диагностики на каждого ребенка заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей и воспитателей.
С детьми проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, которые посещают учащиеся со второго по седьмой класс. Развитием речи у ребятишек в коррекционной школе занимается не только учитель-логопед, и работа над речевым развитием учащихся не ограничивается лишь логопедическим воздействием. Развитие речи у детей осуществляется на протяжении всего пребывания учащихся в стенах нашей школы.
В школе создана коррекционная служба, в которую входят: педагог-организатор А. В. Хайдукова, учитель-дефектолог Г. Е. Кониченко и учитель-логопед. На коррекционных занятиях специалисты параллельно с учителем-логопедом занимаются речевым развитием учеников. Учитель-логопед взаимодействует не только с «узкими» специалистами, но и со всеми участниками образовательного процесса.
Ежемесячно разрабатываются и выдаются рекомендации педагогам по использованию речевых игр, дидактических упражнений, скороговорок и чистоговорок, словесных песенок и других упражнений. Всё это применяется не только на уроках и занятиях, но также и в свободное от учебных мероприятий время. Наши учителя и воспитатели В. К. Казакова, О. Ю. Товмасян, Е. А. Кириченко, И. П. Халецкая, Ю. Ф. Шевчук, Л. И. Почаева и М. В. Степовая прекрасно понимают важность такого взаимодействия, используют рекомендации в своей работе, чутко отзываются на просьбы учителя-логопеда.
- Прослеживается ли положительная динамика в речевом развитии детей по итогам года?
- Прослеживается. В этом учебном году логопедической коррекцией было охвачено 35 учащихся, по данным логопедического обследования у ребят было выявлено системное недоразвитие речи различных степеней тяжести. В конце учебного года с хорошей (для учащихся коррекционной школы VIII вида) речью выпущено шесть человек (18 процентов); со значительным улучшением – 16 человек (41 процент); с улучшением в речевом развитии – 10 человек (27 процентов) и без улучшений в речевом развитии выпущено пять учащихся (14 процентов).
Дети, имеющие системное недоразвитие речи, нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Выявление нарушений речи на ранней стадии и правильная организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех педагогов коррекционной школы с успешным окончанием учебного года. Желаю терпения, взаимопонимания и творческих успехов в работе.
Евгений РЕДВАНСКИЙ