О жилье, правах, средствах, наших детях и проблемах семьи
Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Геннадьевич ДЕНИСОВ и Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Альбина Дмитриевна КОМОВИЧ в рамках рабочей поездки в Мотыгинский район провели прием граждан в Мотыгино и Раздолинске.
По словам Марка Геннадьевича, жителей нашего района, в основном, волнует «квартирный вопрос»: нехватка жилья, его качество, аварийное состояние. Также были обращения по поводу очередности предоставления жилья и по поводу качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
По завершении приема граждан, на следующий день Уполномоченные встретились с работниками «Ангарского рабочего».
Даже во время этой встречи продолжали приходить люди – приносили разные документы. Хочется верить, что хотя бы некоторые проблемы наших сограждан по району найдут свое решение с помощью этих высших должностных лиц.
Во время встречи Альбина Дмитриевна Комович рассказала о том, что на протяжении десяти лет своей деятельности в должности Уполномоченного по правам ребенка убедилась в том, что права детей, в основном, нарушаются в семье. Это опять же касается вопросов жилья, когда, например, отец при разводе выселяет из квартиры мать с детьми. Таких жалоб очень много.
Тот же «квартирный вопрос» был и остается актуальным для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из 16600 таковых шесть тысяч не имеют закрепленного за ними жилья.
- Но сейчас решение этой проблемы не стоит на месте, - сказала Альбина Дмитриевна. - Если в первые годы моей работы выделяли от трех до 17 млн. руб., то в прошлом году было выделено 300 млн. на приобретение жилья для этой категории граждан.
Что еще касается нарушения прав детей, то на втором месте – жалобы на систему образования. В основном – на дошкольное образование: не предоставляют места в детских садах. По краю более 107 тысяч детей стоят в очереди на получение заветного места в дошкольном образовательном учреждении.
- В крае работает соответствующая программа, бюджет которой более двух миллиардов 45 млн. руб.
Она призвана решить данный вопрос, но ситуация все равно остается сложной: строительство детского сада – это очень дорогостоящее дело, - пояснила Уполномоченный по правам ребенка и выразила радость за жителей Раздолинска: должно наконец-то новое ДОУ скоро открыть гостеприимные двери для раздолинских ребят.
- Я посетила детский сад в Раздолинске: конечно, условия очень стесненные, но сама по себе обстановка очень доброжелательная, ребятишки ухоженные, - поделилась впечатлениями Альбина Дмитриевна. - В поселке сегодня строительство детского сада в стадии завершения, дети получат прекрасное помещение.
В Мотыгино, в детском саду «Белочка», мне понравилась общая творческая атмосфера этого учреждения: там каждая группа оформлена красиво, творчески. Если честно, ни в одном детском саду я еще такого не видела. Чувствуется, что в учреждении люди работают на своем месте, работают созидательно и дорожат своей профессией. Я думаю, что в такой обстановке и дети вырастут творческими.
А насколько мне известно, по результатам различных олимпиад ребята из вашего района очень талантливые.
Также по краю много жалоб на органы опеки и попечительства. Прежде всего – это затягивание оформления опеки, бывают обращения по поводу незаконного изъятия ребенка из семьи. Такие ситуации были в Красноярске, Норильске, Уполномоченный по правам ребенка принимала меры, наводила порядок.
- Много проблем, когда рушатся отношения внутри семьи, - констатировала А.Д. Комович. - К сожалению, в крае на 25 тысяч браков - 16 тысяч разводов. Когда в семье дело дошло до развода, начинается «парад амбиций» обоих родителей. Иногда бывает очень сложно остановить родителей, которые в процессе выяснения своих отношений совершенно не думают о детях. Подключаем психологов, иногда это дает положительный результат.
Затем журналисты задали еще несколько вопросов:
- На родине института Уполномоченных в Швеции каково соотношение браков и разводов?
А.Д. Комович:
- Наверное, не меньше чем в России. Но что касается прав детей, то в Швеции вопрос решен очень жестко. Ребенок, например, может проживать месяц у матери и месяц у отца. Этот механизм четко регламентирован законом, и родители не смеют нарушать его порядок.
М.Г. Денисов:
- Я считаю, что в Швеции институт традиционной семьи переживает кризис. У них есть и однополые семьи, и семьи, где несколько родителей, «гостевые семьи» и т.д.
А.Д. Комович:
- Но, тем не менее, у них, например, в городе Уппсале на 170 тыс. жителей 16 центров семьи, куда могут прийти и дети, и родители со своими проблемами. Еще один интересный факт: например, директора школы избирают совместно учителя и ученики.
- А почему в нашей стране такое большое количество разводов?
А.Д. Комович:
- На мой взгляд, одна из главных причин кризиса в семьях – разрушена связь со старшим поколением. Что послужило причиной этого – сложный вопрос, но я вижу здесь и некоторую негативную роль СМИ. Социологические исследования показали, что причиной и разрушения семьи, и семейного неблагополучия стал возросший уровень безработицы в период изменений социально-экономических условий в стране.
Проблемы с трудоустройством вызвали психологический дискомфорт, стали причиной пьянства в семьях. Но многие семьи выстояли, и это хорошо.
М.Г. Денисов:
- У меня немного другая точка зрения по поводу судьбы института семьи в стране. Очень тяжелым был 20 век для России: мужчины воевали, сидели в тюрьме, отбывали ссылку, ездили на заработки. Сложилась практика, когда женщины были вынуждены брать на себя роль главы семьи.
Я знаю семьи, которые по три-четыре поколения «росли» без участия мужчин: отец либо погиб, либо сидел в лагерях, либо уехал на заработки. Стало нормальным то, что женщина все определяет в семье.
Две тяжелейшие войны, страшные политические потрясения, массовые репрессии и ударные стройки разрушили семьи. Эта «мясорубка» попросту «перекрутила» их.
Раньше была преемственность: семья ведь вырастает одна из другой, а наши семьи были разрушены, человеческие связи разорваны. И ведь несколько поколений жили в этом хаосе и отучились от семейного уклада.
И другое: в начале прошлого века 90 процентов населения страны жило в сельской местности. В течение 20 века, помимо всех страшных событий, которые свалились на голову нашего народа, произошел еще и процесс урбанизации: сегодня в сельской местности живет всего лишь 17 процентов населения страны.
Рухнула традиционная патриархальная крестьянская семья. А горожане в первом-втором поколении еще не сформировали устойчивых форм, алгоритмов жизни в городе. Но человек, который одно-два поколения живет в городе – это еще не горожанин, и сама культура городской семьи еще не сложилась.
Эти несколько серьезных обстоятельств: тяжелая история 20 века, массовая урбанизация, отказ от патриархальной семьи и не сформировавшаяся культура городской семьи, на мой взгляд, и привели к тому, что в России институт семьи пока переживает кризис. Поэтому наша с вами задача - поддержка семьи.
Борис ШАКУРОВ
Фото Радмилы Конобеевой