Не заблудиться в «паутине»
Продолжая рассказывать о встрече работников редакции с Уполномоченным по правам человека в Красноярском крае Марком Геннадьевичем ДЕНИСОВЫМ и Уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае Альбиной Дмитриевной КОМОВИЧ, хочу остановиться еще на одной стороне нашей жизни, в которой очень много «подводных камней» для нас самих и наших детей.
Речь пойдет об Интернете, общении в социальных сетях и проблемах, связанных с этими явлениями, давно уже ставшими частью нашей повседневности.
Думаю, никто не будет спорить с тем, что Интернет далеко не безобиден. Речь идет не только о содержании информации, но и о том, что всемирная паутина повсеместно затягивает людей (и детей в том числе) в виртуальное общение, которое тоже не всегда бывает безопасным, и страшно уже тем, что для некоторых становится полной заменой «живого» человеческого общения.
Так ли это хорошо, когда ребенок часами «сидит в Интернете», когда у него много виртуальных друзей, когда мы не знаем, кто в действительности стоит за «безликими электронными душами» - страничками в социальных сетях? И не идет ли речь об опасной зависимости, развитие которой таит в себе уже не виртуальную, а вполне реальную угрозу для ребенка?
Об этом – беседуем с Уполномоченными.
- Если говорить об отрицательном влиянии СМИ и Интернета на детей, то не считаете ли вы, что общение в чатах и социальных сетях стало формой зависимости для современных детей и молодежи?
А.Д. Комович:
- Самое первое социологическое исследование, которое я провела по заказу Уполномоченного по правам человека, касается влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка.
Если говорить об ответах детей, то можно сделать вывод, что это влияние все-таки отрицательное. Например, ребенок посмотрел фильм, а после этого просмотра у него возникло желание пойти и подраться. Из-за жестокости в фильмах и компьютерных играх у старшеклассников нарушается нормальный сон, им снятся кошмары. Даже сами подростки отмечают, что, по их мнению, в информационной продукции не должно быть чрезмерной жестокости и натуралистических сцен. Не случайно, что сегодня проблемы отрицательного содержания обсуждаются все чаще.
Чтобы решить эту проблему, я считаю, в первую очередь родители должны заинтересоваться «информационной» жизнью своего ребенка и при необходимости расставить нужные акценты, оказать помощь. При всей пользе Интернета нельзя забывать и о том, что в сети много вредной для детей информации.
М.Г. Денисов:
- Я думаю, что эта ситуация затрагивает не только детей, а касается всего населения страны в целом.
«Виртуализация» людей, когда человек уходит от общения с материальным миром, – это не совсем правильно. Например, когда я учился в школе, преподаватель трудового обучения учил нас, как отличить на ощупь березу от сосны, как отличить один металл от другого по цвету и другим признакам, девочек учили, как ткань одного сорта отличить от другого. Это очень важно, потому что это – общение с материей, с объектами окружающего мира.
А современный ребенок общается с виртуальными субъектами и объектами, и это порождает ряд серьезных проблем. Во-первых, он абсолютно беспомощен, когда дело касается материального: он ничего не может сделать и не может просчитать последствий.
В компьютерной игре можно бросить кирпич, разбить его головой, прыгнуть с десятиметровой высоты, а если что-то не получилось, «перезагрузиться» - и так далее. В компьютерной жизни все эти действия безопасны, а когда ребенок эти ситуации пытается применить в материальной жизни, материя поступает с ним очень жестоко. Поэтому уход людей в этот информационный мир влечет очень серьезные для них самих последствия.
И самое страшное последствие – это виртуализация общения. Мы перестаем общаться, перестаем чувствовать друг друга. Общение – это только на десять процентов смысл слов, а на 90 процентов – это все остальное: жесты, мимика, энергетика человека. Именно так люди отличаются друг от друга, именно эти «знаки» определяют конкретную личность.
А сейчас, когда я, например, еду в общественном транспорте, то очень часто вижу маленьких девочек, которые строчат сообщения на телефоне с поразительной скоростью, общаются, не видя собеседника перед глазами.
Потом, когда эти девочки вырастут, и придет время создавать свою семью, у них не будет необходимого опыта для того, чтобы понять, какой именно молодой человек перед ней: негодяй или прекрасный парень, который будет любить и защищать ее всю жизнь.
Соответствующие инстинкты, которые помогают сделать правильный выбор, не развиваются и не реализуются. Молодая девушка «виртуализирована», она мыслит очень упрощенными символами, в голове заложены очень примитивные способы общения: «да – нет», «будешь – не буду», «хороший – плохой». Но почувствовать человека можно только, если «вживую», напрямую общаешься с ним, а не «сидишь в компьютере».
Только при «материальном» общении можно молча понять, когда человек врет, лукавит или наоборот, что он готов за тебя жизнь отдать. Современная молодежь загнала себя в виртуальное пространство окружающего мира. Там интересно, но это пространство не создает опыта для жизни, и поэтому, когда начинается «настоящая» жизнь, молодые зачастую беззащитны и не могут «вырулить» из обычных ситуаций.
А это очень опасно, потому что виртуальное общение, уход в виртуальную жизнь – это одна из серьезных форм зависимости, она опасна не менее всех тех остальных, которые у нас постоянно на слуху.
Не допустить этой зависимости – вот главная задача для всех нас, как родителей, а для вас – тем более, потому что вы СМИ. Но для того, чтобы бороться с проблемой, нужно понять ее суть, что мы, сегодня с вами, собственно, и пытаемся сделать.
Борис ШАКУРОВ