Не спекулировать на горе
Пожалуй, каждый из нас хоть раз сталкивался со смертью ближе, чем нам того хотелось бы. Организация похорон – дело очень сложное. Морг, заказ автобуса, копание могилы, венки, поминальное меню и прочие хлопоты. Возникает масса неразрешенных проблем, с которыми родственники могут и не справиться. В их решении предлагают свою помощь специализированные организации, которые должны взять на себя эти хлопоты своевременно и профессионально.
Взаимоотношения между потребителями и исполнителями по договорам возмездного оказания ритуально-похоронных услуг регулируются прежде всего законом «О защите прав потребителей».
В целом похоронное дело – это, конечно же, социальная сфера, но прежде всего это и рыночные взаимоотношения, которые отличает и расширение сектора услуг, и взаимоизменение предложений.
Это относительно новый вид услуг в нашей стране. А потому многие регламентирующие их законы и правовые акты еще только разрабатываются. Необходимо учитывать и особенности предоставляемых услуг и заказчиков – это особая категория.
Как правило, гражданин, взявший на себя обязанности по захоронению умершего, не знает всего спектра необходимых ему услуг. При этом он пребывает в стрессовом состоянии и не всегда адекватно воспринимает порядок и правила предоставления ритуальных услуг.
Кроме того, есть понимание необходимости проведения похорон в сжатые сроки. Нередко заказчик готов пойти на любые меры, заплатить любые деньги, лишь бы провести прощание достойно. Но часто это бывает далеко не так.
Предъявляемые к ритуально-похоронному бизнесу требования начинаются с необходимости предоставления клиенту в наглядной и доступной форме полного объема достоверной информации об организации и оказываемых ею услугах. Руководители этой организации обязаны довести ее в наглядной, доступной для потребителя форме.
На вывеске у входа в головную фирму должно быть указано не только ее наименование, но и юридический адрес, режим работы. А индивидуальный предприниматель должен довести до потребителя сведения о его государственной регистрации. В законодательстве прописано и то, что, зайдя в помещение, потребитель должен увидеть информацию о перечне услуг. Сроки оказания услуг, данные о лице, которое будет оказывать услугу, гарантийные сроки, если они установлены, цены на услуги и используемые материалы – все эти сведения должен увидеть потенциальный клиент ритуальной фирмы.
Необходимо акцентировать особое внимание на договоре об оказании услуг, который заключается исключительно в письменной форме. В договоре нужно отразить несколько существенных моментов: наименование фирмы, юридический адрес, сведения о государственной регистрации. Затем – вид услуги, которую потребитель будет получать: допустим, изготовление гроба, венков, фотографии, оград, памятников.
По требованию потребителя на оказание услуги, предусмотренной договором, составляется смета. Цена указанных в договоре услуг может быть общей, но перечень цен на каждую услугу прежде доведен до потребителя.
Далее в обязательном порядке следует точное наименование и описание материалов, использующихся при оказании услуг. Указать, выполняется ли услуга из материалов ее исполнителя, или потребитель предоставляет свои материалы.
Обязательна и отметка о полной оплате, или внесении аванса. Дата, время исполнения заказа особенно важны – в день похорон все расписано по часам и минутам, опоздание может стать роковым. В договоре непременно прописывается должность лица, принявшего заказ, его подпись и подпись потребителя. Один экземпляр выдается потребителю, другой исполнителю.
Законом «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на качество и безопасность предоставляемой исполнителем услуги.
Если услуга оказана некачественно, в соответствии с законом потребитель имеет право: потребовать безвозмездного устранения недостатков; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами либо третьими лицами.
Кроме того, при обнаружении существенных недостатков оказанной услуги потребитель имеет право отказаться от исполнения договора с возвратом уплаченной за услугу денежной суммы и возмещением причиненных убытков.
За нарушения срока исполнения услуги – сроки начала и окончания, промежуточные сроки оказания услуги, - идет неустойка 3% от цены заказа, если цена оказания отдельного вида услуги не определена договором.
Кроме того, потребитель имеет право обратиться к исполнителю с требованием о компенсации за причиненный ему моральный вред. Сумма компенсации не зависит от суммы материального вреда и окончательно определяется судом.
Консультации вы можете получить в территориальном отделе Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Мотыгинском районе по адресу: п. Мотыгино, ул. Партизанская, 50, тел. 8(39141)23-158.
Лариса СЕМЕНОВА,
главный специалист-эксперт ТО Роспотребнадзора
по Красноярскому краю в Мотыгинском районе