Если письма рассылают, значит, это кому-нибудь нужно
Красноярский филиал «Почты России» завершает ежегодную доставку заказных писем Пенсионного фонда России (ПФР) по информированию застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений. Всего же так называемые «письма счастья» должны получить 1637758 жителей региона. Это самая масштабная рассылка индивидуальных заказных писем.
Осенняя доставка «писем счастья» этого года может оказаться последней в истории. В настоящее время в Государственной Думе обсуждается законопроект Минфина о пенсионном законодательстве. Со вступлением в силу новых норм, а это может произойти уже в следующем году, каждый гражданин должен будет самостоятельно получать необходимые сведения о пенсионных накоплениях и о состоянии своего счета. Делать это предлагается при помощи Интернета (единый портал государственных и муниципальных услуг), либо при личном обращении за справкой в региональное отделение ПФР.
Напомню, что сейчас Пенсионный фонд ежегодно направляет по почте заказные «письма счастья» застрахованным лицам. Гражданам эта услуга обходится бесплатно. Вместе с этим извещением они получают еще и обращение ПФР, информирующее их о правах по добровольному пенсионному страхованию, а также о формировании и инвестированию накопительной части пенсии. В случае, если законопроект будет принят, такая услуга исчезнет.
У законопроекта Минфина есть масса сторонников, но и число противников – не меньше. Проблема серьезная, и ситуация непростая. Как уже говорилось выше, «письма счастья» - заказные, а значит, - платные. По стране эти извещения получают около 80 млн. человек, и ПФР такая процедура ежегодно обходится, по разным оценкам, в три миллиарда рублей. Сэкономить три миллиарда рублей – благая цель, но…
Надо учитывать масштабность территории, да и некоторые другие моменты требуют анализа и проработки. Видятся несколько основных проблем. Первая – не везде есть Интернет. В России полно населенных пунктов, где не то что Интернета, а сотовой связи-то нет. А где и есть Интернет, он не везде работает так, как в пределах Садового кольца. Что делать тем гражданам, которые не имеют доступа к «всемирной паутине», да живут еще и не в райцентрах? Чтобы получить сведения по своему пенсионному счету, им придется ехать в другой поселок, то есть тратить время, деньги на приобретение билетов на транспорт или бензин.
Вторая проблема – работа самого портала госуслуг, которая вызывает много нареканий и далека от совершенства. Если человек на портале впервые, то потратит немало времени и нервов, чтобы получить нужную информацию.
Но предположим, что гражданин живет в населенном пункте, где есть Интернет, и даже загрузка не ноль целых, ноль десятых килобит (представляю, как после прочтения этой строчки округлились глаза у какой-нибудь бабы Дуси). И что теперь? Покупать компьютер с модемом или смартфон (бедная баба Дуся), чтобы узнать о своем собственном пенсионном счете? Или сидеть в очереди в отделении ПФР в ожидании справки? Сколько тысяч стоит перечисленная выше техника? А что такое хождение за справками в нашей стране, наверное, объяснять не нужно. Всё это – третья проблема.
Очевидна четвертая проблема – неумение граждан пожилого возраста работать с компьютером и Интернетом. Они и мобильники-то толком не освоили, а многие вообще не держали их в руках.
Что касается молодых людей, знающих компьютер и Интернет, то здесь всплывает пятая проблема. Те, кто не стар и вовсю трудится, как правило, работают допоздна на износ или берут работу на дом. У них или нет сил, или нет времени рыскать еще и по порталу госуслуг.
Как ни крути, а получается, что застрахованные лица теряют возможность легкого контроля за своими пенсионными накоплениями и отчислениями работодателей в Пенсионный фонд. А отсюда – шестая проблема, касающаяся уже самого ПФР. Когда почта доставляла «письма счастья» (как бы мы все к ним ни относились), граждане могли без затруднений контролировать ситуацию со своими пенсионными счетами. А когда контроль ослабнет (а он ослабнет, что бы нам ни говорили), как поведут себя работодатели-частники? Понятно, что на государственных предприятиях всё останется по-прежнему, и подавляющее их большинство как платило налоги в Пенсионный фонд, так и будет платить в полном объеме. Но у негосударственных работодателей (а в масштабах страны их все-таки большинство) появляется большой соблазн недоплачивать или вовсе не переводить отчисления в ПФР за своих работников, ведь работники практически не будут контролировать этот процесс. Три миллиарда рублей – сумма огромная. Ее экономия – большое подспорье Пенсионному фонду, но не получится ли так, что сэкономив три миллиарда, ПФР потеряет больше от недополученных налогов?
К тому же не надо забывать, что три миллиарда рублей экономии Пенсионного фонда – это три миллиарда рублей, недополученные «Почтой России». Для почты это большая брешь в бюджете. Как потом спасать почту? Думается, это – седьмая проблема.
Тем не менее, за последние годы в стране появилось достаточно большое количество людей, чувствующих себя в Интернете, как рыба в воде. Для них не составит труда заглянуть на портал госуслуг и узнать все о своей пенсии. Им действительно не нужны «письма счастья», и рассылать извещения таким гражданам – лишняя трата денег, и здесь действительно было бы целесообразно сэкономить.
Будем надеяться, что в итоге здравый смысл все же победит, и будет принято компромиссное решение. Наверное, правильным выходом из ситуации был бы вариант, при котором гражданам предоставили бы право выбора: получать «письма счастья», как раньше, или получать интересующую информацию через Интернет. Раз у нас в стране заявительная система, то пусть граждане подают заявления в Пенсионный фонд, в которых указывают, какой вариант для них более приемлем. Те, кому Интернет ближе, должны отказаться от получения «писем счастья», а те, кто больше доверяют почте, будут получать извещения ПФР, как привыкли. Это будет и справедливо, и гуманно по отношению к людям.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Свое мнение по поводу обсуждаемой темы вы можете высказать в комментариях к статье.