Наркотик под названием компьютер
Наверное, большинство родителей сталкиваются сейчас с тем компьютерным бумом, которому подвержены почти все дети.
Какую картину можно наблюдать во многих семьях, где есть компьютер? Ребенок, придя домой, бросается к компьютеру, не обращая внимания на настойчивые попытки родителей накормить свое современное чадо обедом. И начинаются бесконечные игры до поздней ночи.
Магия компьютерных игр захватила сейчас все или почти все юное поколение по всему миру. Родителям необходимо найти способ, чтобы ограничить время пребывания своего ребенка в виртуальном мире. Спокойствие, выдержка, настойчивость и любовь должны помочь им в этом.
Основными причинами компьютерной зависимости может быть, например, недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми, недостаток внимания со стороны родителей.
Другими причинами могут стать неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
Также нужно учитывать склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного; желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером – тоже одна из причин формирования компьютерной зависимости у ребенка. Но в основном эту проблему все-таки связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
В чем опасность компьютерной зависимости? Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения; на первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем «живое» общение может стать не нужным вовсе; в процессе игр, или пребывания в интернете ребенок теряет контроль за временем.
Кроме этого, ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм; вседозволенность и простота достижения цели в играх может сформировать уверенность ребенка в том, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.
Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникнуть недостаточность витаминов и минералов, а многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу; могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.
Опасность заключается еще и в том, что дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят компьютером и не отвлекает их различными просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и Интернета.
Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план, могут быть и проблемы с учебой.
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые: игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Затем исследователи отмечают игры с видом извне на «своего» компьютерного героя.
Стратегические, «руководительские» игры менее опасны, но могут «затянуть» ребенка, «оторвать» его от реальности. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Какие дети больше всего зависимы от игр на компьютере? Это дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома; дети состоятельных родителей или «трудоголиков», которые постоянно заняты.
Как отмечают психологи, самый опасный для развития компьютерной зависимости возраст – это 12-15 лет, на одну «зависимую» девочку-подростка приходится до 10 мальчиков. Связано это с тем, что кризис подросткового возраста переживается мальчиками труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.
Как это современное увлечение может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка?
Как правило, уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, не приобретается необходимый жизненный опыт, опыт общения; ухудшается зрение, общее состояние здоровья; может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.
Зависимый от компьютера ребенок рискует «выпасть» из социума и навсегда остаться без друзей, которые так важны во взрослой жизни.
Какая существует профилактика зависимости от компьютерных игр? Самое главное – это личный пример родителей (если вы разрешаете ребенку играть какое-то время в день, то и сами не должны «просиживать» у компьютера больше). Попробуйте составить список совместных дел, игр (например, развивающих состязаний на улице). Все должно быть спланировано так, чтобы не оставалось ни одной минуты свободного времени.
Кроме этого, очень важно знать все игры, в которые играет ребенок (что это за игра, как она может повлиять на поведение ребенка). Если у вашего ребенка появляется раздражительность, возбужденность, бессонница, то либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
Отдайте предпочтение развивающим играм и сайтам, обсуждайте с ребенком те игры, в которые ему (по вашему мнению) было бы полезнее играть; лечите компьютерную зависимость красотой реальности: показывайте ребенку окружающий мир, посещайте музеи, театры, ходите в парки, путешествуйте, поддерживайте общение с интересными собеседниками.
Физически ограничивайте время за компьютером: установите специальные сетевые фильтры и специализированное ПО, позволяющее контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.
Важно знать, что нельзя резко запрещать компьютерные игры ребенку, делать это нужно постепенно и последовательно, а лучше подготовить этот процесс совместно с психологом: можно пройти различные тесты, чтобы оценить компьютерную зависимость вашего ребенка и вас самих.
Некоторые специалисты склонны утверждать, что компьютерная зависимость носит временный характер. Но стоит ли ждать ее развития? Особенно, когда речь идет о ваших детях.
И надо признать, что не все игры плохо влияют на ребенка, некоторые из них способствуют развитию познавательных и моральных качеств. И что, в конечном счете, важное значение имеет то, какие именно игры для своего ребенка вы выберете.
Надежда Бочкун,
педагог-психолог КГКУ СО СРЦН «Мотыгинский»