Помощь лишней не бывает
Мы часто поднимали в своих публикациях тему поддержки, оказываемой государством той или иной категории граждан.
Это - гарантированная помощь, и предоставляется она согласно установленным графикам (ежемесячно, ежегодно и тому подобное).
Что делать человеку, если поддержка государства ему потребовалась внезапно? Может ли гражданин рассчитывать на дополнительную помощь со стороны государства, если ее вид не относится к «регулярно предоставляемой»?
Этот вопрос мы задали Григорию Викторовичу ДЯТЛОВУ, заведующему отделением срочной социальной помощи МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения».
- Меры социальной поддержки являются гарантированными выплатами и льготами в натуральном выражении. Но в дополнение к гарантированным мерам социальной поддержки граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют возможность обратиться за адресной социальной помощью. Решение о ее предоставлении принимает специально созданная комиссия по предоставлению единовременной адресной материальной помощи.
Финансовые средства для оказания адресной социальной помощи заложены в ряде краевых и муниципальных долгосрочных программ, в частности в краевой долгосрочной целевой программе «Социальная поддержка населения Красноярского края», рассчитанной на 2011-2013 годы. В ней предусмотрено финансирование мероприятий по оказанию адресной материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Благодаря этой программе за 11 месяцев этого года удалось помочь 97 жителям района, оказавшимся в тяжелой ситуации. Общая сумма помощи составила 343,2 тыс. рублей. В первую очередь помощь оказывалась гражданам, оставшимся без средств к существованию в результате стихийных бедствий, например, пожаров, которых в этом году, к сожалению, было много. Еще одна категория получателей – лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации из-за проблем со своим здоровьем или в силу причин, связанных с пожилым возрастом и одиночеством.
Кроме того, по этой же программе предусмотрено оказание адресной помощи в ремонте жилого помещения лицам, имеющим доход ниже прожиточного минимума и возраст до 65 лет. Такую помощь получили 13 человек на общую сумму 104,1 тыс. рублей.
По краевой целевой программе «Старшее поколение», срок действия которой рассчитан на 2011-2013 годы, кроме финансирования таких мероприятий, как компенсация проезда гражданам, пострадавшим от политических репрессий, компенсация расходов по зубопротезированию, поддержка ветеранских организаций и многих других мероприятий, предусмотрено оказание адресной материальной помощи по ремонту жилья лицам старше 65 лет. При условии, что комиссия подтвердит факт нуждаемости в ремонте и то, что доход обратившегося гражданина не превышает двукратной величины прожиточного минимума. 22 человека на общую сумму 180 тыс. рублей получили такую помощь.
В добавление к краевым программам в районе действует ряд муниципальных долгосрочных целевых программ, которые также предусматривают оказание адресной материальной помощи жителям района, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Прежде всего, упоминания заслуживает муниципальная долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка населения Мотыгинского района, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2012 год. По этой программе адресную помощь в денежном выражении получил в этом году 61 человек на общую сумму 405,5 тыс. рублей. Из них десять человек, пострадавшие от пожаров, получили помощь на общую сумму 140 тыс. рублей.
По муниципальной долгосрочной целевой программе «Старшее поколение», рассчитанной на 2011-2013 годы, адресная материальная помощь была оказана 52 пенсионерам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (общая сумма – 181,5 тыс. рублей). В добавление к этому еще восемь человек, пострадавшие от пожаров, получили помощь на общую сумму 100 тыс. рублей. И еще из резервного фонда также была выделена адресная материальная помощь четверым жителям района, пострадавшим от пожаров, на общую сумму 120 тыс. рублей.
Еще стоит упомянуть муниципальную долгосрочную целевую программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеющей сроки реализации 2012-2014 годы. В рамках этой программы проводится акция «Помоги пойти учиться», в ходе ее 26 семей получили адресную материальную помощь для приобретения школьно-письменных принадлежностей на общую сумму 40 тыс. рублей. В основном это были многодетные или неполные семьи.
Достойна упоминания и муниципальная целевая долгосрочная программа «Летний отдых и оздоровление несовершеннолетних», которая действует, начиная с 2012 года и по 2014 год. В этом году по этой программе получили адресную помощь восемь семей на общую сумму 20 тыс. рублей (также в рамках акции «Помоги пойти учиться»).
Отдельно следует остановиться на таком виде социальной поддержки населения, как адресная материальная помощь в ремонте печей и электропроводки. По краевой целевой программе «Социальная поддержка населения Красноярского края» в этом году нашему району было выделено на эти цели 305,4 тыс. рублей. В связи с тем, что к первому сентября все деньги были уже освоены, району 30 октября было дополнительно выделено 150 тыс. рублей. Поскольку наступило зимнее время, то сейчас возможен только ремонт электропроводки.
На начало декабря 43 семьи получили такую помощь. Общая сумма здесь составила 371 тыс. 530 рублей. Механизм оказания этого вида адресной материальной помощи несколько отличается от всех перечисленных выше. Он не предусматривает непосредственных денежных выплат без предоставления определенного пакета документов.
Чтобы читателям было понятнее, о чем идет речь, мы остановимся на этом механизме подробнее. Вначале должно пройти обследование семьи совместной с Госпожнадзором комиссией на предмет определения нуждаемости семьи в помощи в ремонте печи и электрической проводки. Если комиссия признает семью нуждающейся в ремонте печи и электропроводки, то после этого заключается договор между гражданином (заявителем), становящимся в таком случае заказчиком работ и исполнителем этих работ (печником или электриком).
Впоследствии выполненные работы принимаются и оцениваются также комиссионно. Однако общий размер единовременной адресной материальной помощи, выделяемой гражданину, обратившемуся в Комитет социальной защиты населения с заявлением об оказании единовременной адресной материальной помощи для ремонта печи и электропроводки, не может превышать 12 тыс. рублей на всё, - сумма выделяется на все работы: и на ремонт печи, и на ремонт электрической проводки. Этот вид адресной материальной помощи не подразумевает полную компенсацию затрат на ремонтные работы. И вообще, во всех выше описанных событиях и разновидностях оказанной адресной материальной помощи, речь идет именно о помощи, а не о полной компенсации расходов, затрат или утерянного имущества. Конечно, если затраты были небольшие, то оказанная помощь вполне возможно и покрывала их полностью.
По муниципальной долгосрочной целевой программе «Социальная поддержка населения Мотыгинского района, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2012 год десять жителей района, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получили единовременную адресную материальную помощь на ремонт печей и электрической проводки на общую сумму 113 тыс. рублей.
Это направление в нашей работе продолжает осуществляться. В ходе рабочей поездки Главы администрации Мотыгинского района А. Ю. Терещенко в п. Кирсантьево был решен вопрос о замене электросчетчиков жителям поселка, а также об оказании единовременной адресной материальной помощи гражданам в связи с тем, что практически все жители этого поселка - неработающее население пенсионного возраста.
До конца 2012 года на оказание адресной помощи в ремонте электрической проводки планируется потратить около 80 тыс. рублей (по краевой целевой программе) и около 100 тыс. рублей (по муниципальной долгосрочной целевой программе).
Оказание жителям района этого вида помощи будет продолжено и в следующем году. В наш район из края на эти цели должны поступить финансовые средства в размере 300 тыс. рублей. Также мы рассчитываем и на участие районного бюджета. В 2013 году ремонт печей и электрической проводки будет уже не столь актуален, все же, большинство жителей смогли решить свои проблемы в этой части, и мы рады, что смогли им в этом помочь.
На следующий год мы ставим себе цель – оказание адресной помощи гражданам в ремонте жилых помещений.
Конечно, значительно повышает эффективность работы действенное участие властей поселений. Хорошим примером этого может служить работа поселковой власти Орджоникидзе. Начиная с 2011 года здесь за счет перечисленных программ адресную социальную помощь получили 12 человек на общую сумму 142 тыс. рублей (в 2011 году трем жителям поселка помощь оказана на общую сумму 36 тыс. рублей, а в 2012 году - девяти жителям на общую сумму 106 тыс. рублей). Хотелось бы также отметить, что есть четкие требования законодательства, в которых указан порядок действий и их исполнители, конкретный перечень необходимых документов, а также то, что выделяемые гражданам финансовые средства должны расходоваться строго по назначению.
В названиях всех перечисленных программ присутствует слово «целевая», оно не случайно, и прямо указывает на то, что деньги должны быть потрачены на конкретные цели.
В следующем году перечисленные выше краевые и районные программы продолжат свое действие, поэтому у жителей района должна быть уверенность в том, что государство окажет им помощь в трудной ситуации.
Евгений РЕДВАНСКИЙ