Нет - насилию в семье
В мире есть единицы измерения чего угодно: рубли, калории, биты. Единицы измерения насилия нет. Мы ничего не можем сказать о том, совершается ли его в мире больше или меньше. Распространение насилия - это не наша отечественная болезнь, это всемирное поражение.
Большая часть людей при насилии испытывают болезненную деформацию личности, но, как правило, они не получают даже минимальной психологической помощи и не отдают себе отчета в том, что их психическое здоровье не в порядке. Поэтому опыт насилия – и в ипостаси жертвы, и в ипостаси преступника – задает такую доминанту поведения, что они не в состоянии выполнять функции нормального семьянина, зачастую подвергая насилию своих домашних.
Вообще, предпосылкой любого насилия оказывается отсутствие уважения к личности. Хотя есть еще один аспект, создающий почву для насилия в семье, - это сложность расторжения брака. Брак постепенно перестает быть единственной и обязательной формой отношений между мужчиной и женщиной и фактически в настоящее время утратил свою актуальность.
Большинство родителей все еще считают, что шлепок – эффективная и безвредная мера. Широко распространенное убеждение, будто ребенку можно объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо» при помощи шлепка, старо, как сама культура. Но исследования в этой области показывают, что такое убеждение ошибочно.
Наносимый ребенку удар – всегда унижение, воспроизведение практики рабства. С воспитательной точки зрения это неэффективная мера воздействия, поскольку вызывает в ребенке страх, а ни одно существо не может обучиться подобающему поведению в состоянии испуга.
Дети, и это важно, хорошо обучаются на примере взрослых. Шлепая их, мы учим их не тому, что имеем в виду, а насилию, невежеству и лицемерию. Ребенок быстро учится поступать так, как когда-то научились поступать мы сами: сначала подчиниться более сильному, проявить послушание из-за страха, подавить в себе болезненное чувство унижения; затем, примерно через 20 лет, прикрыть собственную слабость насилием, оказаться неспособным к миролюбивому поведению, прийти к убеждению, что детей нужно шлепать для их же собственного блага.
Избиение является унижением для ребенка в любом возрасте.
Считаю, что выдержка из книги С. Соловейчик – «Педагогика для всех» более точно отражает понятие «ребенок», из которого можно сделать вывод, что ребенок – такой же живой человек, который нас объединяет.
«Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он – человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди…».
Актуальность проблемы противодействия насилию и жестокости в отношении несовершеннолетних обусловлена ростом числа преступлений против детей, которых в первом квартале 2013 года в Красноярском крае зарегистрировано 813 (+11,4%), в том числе насильственных – 402 (+2,3%).
По Мотыгинскому району за 3 месяца 2013 г. всего совершено 8 преступлений против детей (аналогичный период прошлого года – 5), в которых пострадало 3 несовершеннолетних.
Ежегодно в Красноярском крае с 15 по 30 апреля проводится межведомственная акция «Остановим насилие против детей», целями которой являются:
- привлечение внимания общественности и граждан к проблемам детей, подвергшихся насилию и жестокости;
- формирование бережного и ответственного отношения к детям;
- защита детей от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации. В связи с чем Отделом МВД России по Мотыгинскому району совместно с субъектами профилактики, запланированы и проводятся комплексные меры защиты детства и противодействия преступности в отношении несовершеннолетних.
И хочется еще раз обратить внимание всех родителей, законных представителей несовершеннолетних, а также других лиц, осуществляющих воспитание и обучение несовершеннолетних, на недопустимость жесткого поведения и применения насилия в отношении детей.
Вадим РАЗМЫСЛОВ,
инспектор ПДН ОМВД России по Мотыгинскому району,
капитан полиции