Осторожно: плохие мультфильмы
В последнее время психологам чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны - скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность.
Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Эти дети ведут себя неуправляемо, они гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают, как магнит, а взрослого они будто не слышат. Они обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором. Негативное влияние современных СМИ на развитие детей очевидно для специалистов.
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культ силы, агрессии, грубое и пошлое поведение, что приводит к гипервозбудимости детей.
В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющееся поведение которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.
Убивая в компьютерных играх время, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности атрофируются чувства: убивая и подавляя, ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара, оскорбления и собственной вседозволенности.
Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты или находятся в красивом помещении, или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения. Это делается для того, чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Так формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.
Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицируя себя с такими персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки».
Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У них подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим разграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающаяся на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания подобно наркотикам. Американский психолог А. Мори пишет, что продолжительное созерцание, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности вспышки, мерцание и ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, а также дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно, это со временем переносится на реальную жизнь. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти.
Компьютери телевизоротбирают у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств, общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, днями и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
Предлагаю рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей:
- детям до трех лет, а при ряде заболеваний и до 5-6 лет телевизор смотреть не следует;
- здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин.;
- 5-6 летние дети 30 мин.;
- младшие школьники 1 - 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
Сначала взрослым самим необходимо просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защититься перед виртуальной агрессией не сможет.
Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия при работе ребенка с компьютером: повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы; расстройство сна, нарушение памяти и внимания; рост аллергических реакций организма; изменения в костно-мышечной системе; специфиче-ские боли в запястье и пальцах; развитие близорукости.
Только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь, и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить, ценить и любить этот мир.
Любовь ШИРОНИНА,
педагог-психолог КГБУ СО
Центра семьи «Мотыгинский»