Только вместе МЫ - сила!
В современном мире не изжиты национальные конфликты. Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Национальность человека – это его принадлежность к определенной нации или народности. На Земле сейчас насчитывается более 2 тысяч наций, народностей, племен. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными. Российская Федерация - одно из таких государств.
Человек сам причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и который считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.
В историческом прошлом разных народов были и славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.
И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.
Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект об ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц за межнациональные конфликты. Документ был внесен в парламент группой депутатов Госдумы и членов Совфеда еще в феврале 2013 года. В документе говорится, что высшие должностные лица субъектов РФ должны следить за равенством прав и свобод гражданина независимо от расы и национальности. Чиновникам нужно будет проводить социальную и культурную адаптацию мигрантов и профилактику межнациональных конфликтов. За местным самоуправлением стоит задача предотвратить дискриминацию по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того предусмотрена юридическая ответственность муниципальной власти в данной сфере. Так, главу муниципального образования будут отправлять в отставку за необеспечение соблюдения межнационального равенства.
Документ был подготовлен еще в феврале 2013 года. Его ускоренное рассмотрение можно связать с крупным этническим конфликтом, произошедшим в Москве 13 октября. Тогда жители Бирюлево Западное и группа присоединившихся к ним националистов устроили массовый митинг с требованием задержать приезжего, убившего местного жителя Егора Щербакова. «Народный сход» быстро перерос в массовые беспорядки. Протестующие устроили погром в торговом центре «Бирюза» и на овощебазе «Покровская». Около 400 людей были задержаны. «Доброжелатели» России всегда при случае попытаются сыграть против нас на возникнувших межнациональных противоречиях. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идет вооруженная борьба между представителями различных национальностей, и когда-то единая страна распалась на мелкие государства.
Развитие торговли, движение и переселение людей из центральной России в Сибирь произвело ассимиляцию и растворение проживающих коренных народов с народами, пришедшими в поисках лучшей доли. До прихода русских в Приенисейской Сибири проживали преимущественно тюрко-язычные и в меньшей степени самодийские, и кето-язычные племена. Большинство из них находилось еще на стадии этнической консолидации.
В конце XVI - начале XVII вв. в составе первых казачьих отрядов енисейские земли осваивали выходцы из Украины, Польши, Литвы, Поволжья. К началу XVIII века местные коренные народы по численности уже уступали пришлому русскому населению. В XIX веке национальное представительство Енисейской губернии расширялось за счет ссыльнопоселенцев: поляков, немцев, евреев, народов Балтии. Для лютеран (эстонцы, латыши, финны) в Минусинском уезде были созданы специальные поселения. Параллельно развивалась крестьянская миграция, особенно в пореформенный период. Среди переселенцев оказалось много украинцев, татар, мордвы. Среди «пришлых» народов наиболее многочисленными оказались украинцы - 21,4 тысячи человек (3,75%), татары - 6 тысяч (1,05 %), поляки - 5,9 (1,04%), евреи - 5,1 (0,88%), мордва - 3,8 (0,66%), латыши и эстонцы - по 1,4 (0,25%), немцы и цыгане - по 1 тысячи (0,16%).
Со строительством Транссибирской железной дороги и началом столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию хлынул огромный поток переселенцев, среди которых было много белорусов, украинцев, татар, поляков, эстонцев, чувашей, латышей и латгальцев.
С началом Первой мировой войны в Сибири оказалось большое количество беженцев из прифронтовых территорий России (Украина, Белоруссия, Балтия), а также представителей европейских народов из числа военно-пленных Германии, Австро-Венгрии, многие из которых приняли участие в гражданской войне с обеих враждующих сторон.
Жесткие политические события 1930 -1940-х годов существенно перекроили этническую карту Красноярского края. Ссылка и депортация, первоначально по социальному, а затем и национальному признакам, привели к появлению в регионе десятков тысяч поляков, немцев, калмыков, латышей, эстонцев, литовцев, греков, финнов-ингерманландцев, болгар и других народов. В 1953 г. в крае насчитывалось более 140 тысяч спецпоселенцев из числа нерусских.
Серьезные и достаточно противоречивые изменения в национальном составе региона произошли в трудные 1990-е годы, которые сопровождались жесткими реформами в политической и социально-экономической сферах, резким подъемом национального самосознания и образованием суверенных государств на постсоветском пространстве, повышенной миграционной активностью населения и кризисом демографического развития.
В процессе многовекового развития Приенисейского края - одного из обширнейших российских регионов – на его территории сформировалась уникальная историко-культурная среда, хранящая память о социально-экономических, культурных особенностях жизни многих поколений сибиряков. Региональная специфика межэтнических взаимоотношений на территории Приенисейского края дает возможность говорить о реализации Концепции региональной национальной политики Красноярского края. Одним из важнейших направлений этой политики является правовая защита уникального многонационального культурного наследия народов, живущих на этой территории. В настоящее время в Красноярском крае около 4000 объектов культурного наследия. Города Красноярск, Енисейск, Минусинск, Ачинск, Канск, поселки Шушенское, Ермаковское, Тасеево объявлены историческими населенными местами. Конечно, государственные списки нельзя назвать полными. Специалисты считают, что в Красноярском крае возможно поставить на режим охраны до 50000 объектов культуры.
Закон Красноярского края «О культуре» определяет основные направления государственной политики в области культуры, направленной на развитие и сохранение российской культуры, культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории Красноярского края.
Национально-культурные объединения стали появляться в Красноярском крае с конца 1988 года. В работе этих объединений принимают участие представители почти 50 народов, проживающих на территории региона. Наиболее развита сеть национально-культурных объединений (НКО) у русских — 9 (в т. ч. 6 казачьих), коренных народов Севера — 8 (по 8-ми национальностям), немцев - 3 (без учета свыше 30 филиалов и центров). По 4 НКО имеют поляки и азербайджанцы, по 3 - татары и узбеки; по 2 - буряты, киргизы, лезгины, литовцы, таджики, хакасы и чуваши. Еще 20 национальностей имеют по одному НКО, а в общественной организации «Страна гор - Дагестан» работают представители 7 народов этой республики. Организационные формы национальных объединений самые различные: общества, ассоциации, центры, автономии и другие.
Красноярский край своей малой единой родиной могут называть представители более чем 120 национальностей. Люди, разные по вере и национальной принадлежности, веками жили здесь в мире и согласии, осваивали эту землю, создавали ее мощный промышленный, интеллектуальный и культурный потенциал.
Законодательство в области межнациональных отношений прописано в их большей части, но жизнь не стоит на месте. Ксенофобия по национальному признаку была всегда, если раньше негативную информацию и формирование общественного мнения несли газеты и телевидение, то теперь на первом месте – Интернет и социальные сети. Это удобно, мобильно и быстро, такой эффект сарафанного радио. Между тем национальная сфера настолько тонкая и деликатная, что любая формулировка может иметь негативный оттенок.
У нас в районе исторически сложившееся толерантное отношение к людям разных национальностей создает ощущение того, что воспринимается как должное. Стабильно работают «Горевский горно-обогатительный комбинат» и «Новоангарский обогатительный комбинат», возглавляемые представителями Северной Осетии, которые из «убитого» комбината в 90-х годах сделали эффективное предприятие, можно смело сказать - флагман промышленности края и района. На юбилее 17 августа глава региона посетил сразу эти два крупных промышленных предприятия – «Горевский горно-обогатительный комбинат» и «Новоангарский обогатительный комбинат» и дал высокую оценку: «Мне очень приятно, что здесь, на предприятиях Мотыгинского района, мы видим ответственное отношение бизнеса не только к развитию производства, но и к территории. Собственники и руководители компаний думают не только о новых тоннах руды и готовой продукции, а в первую очередь о людях, которые живут в Мотыгинском районе и работают на местных комбинатах – об их материальном и профессиональном благополучии», – сказал Лев Кузнецов.
Представьте: случилось, все народы живут в мире! Все уникальные ресурсы, такие как национальные особенности, культура и религия, межнациональные отношения могли бы реализоваться в полной мере. Их не смогли бы использовать в качестве политического инструмента, разного рода манипуляций или как оправдание вооруженных конфликтов, которые уже стали частью нашей повседневной жизни.
Мирное и эффективное сосуществование различных культур, этносов и религий по сути является идеалистической целью, достижение которой начинается с того момента, когда мы начинаем работать над этим, проявляем уважение, терпимость и понимание по отношению к другим национальностям, их обычаям и культурам.
Александр Шахворостов