Служба примирения - детям
Предложение создать такой новый институт в детских организациях и стало одним из главных поводов проведения семинара-практикума. Состоявшееся 18 марта в Центре социальной помощи семье и детям, мероприятие было организовано с приглашением педагога-психолога краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Лесосибирский» В.А. Кирьянова и методиста И.О. Шмидгаль. Подробнее об этом рассказывает директор Мотыгинского центра О.А. АНИКИНА.
Медиация, в праве - одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны - медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Имеет определенные условия и правила ведения, очередность действий, фаз, а также основывается на следующих принципах:
- добровольность,
- конфиденциальность,
- взаимоуважение,
- равноправие сторон,
- нейтральность и беспристрастность медиатора,
- прозрачность процедуры.
- Не секрет, что на территории нашего района ни в одном из общеобразовательных заведений пока не создано Службы примирения. Такая структура подразумевает участие взрослых и детей в разрешении конфликтов, которые могут возникнуть как между сторонами учебного процесса, так и между самими школьниками. Идея заключается в самостоятельном разрешении, не прибегая к помощи судебных и правоохранительных органов, если, конечно, речь не пойдет о явном вопиющем преступлении против личности. Ведь далеко не каждая детская потасовка должна становиться предметом разбирательства силами сотрудников полиции, а дело можно решить путем примирения сторон, что называется, «не вынося сор из избы». Известно, что каждый ребенок наделен своими психологическими особенностями, и зачастую грубое решение конфликтов наносит тяжелую психическую травму ребенку и может привести к тяжелейшим и необратимым последствиям.
В этой связи специалисты из Лесосибирска познакомили участников семинара с методами такой работы, в том числе Интернет-ресурсом, где заинтересованные педагоги смогли бы почерпнуть полезную информацию. В качестве пробного занятия прошла ролевая игра по методам разрешения конфликта, участниками которой стали педагоги психологи и социальные педагоги мотыгинских школ, а наставники из Лесосибирска координировали ход ее проведения, помогая будущему медиатору правильно вести процесс примирения.
Интересной особенностью Службы примирения, которые могут быть созданы при школах, будет участие в них старшеклассников. Такое включение мотивировано тем фактам, что сверстникам проще и легче установить контакты друг с другом, объяснить возникшую неправоту в действиях и направить на «путь истинный», чем это бы сделал любой взрослый, которому ребенок не всегда готов раскрыть свою душу.
Кроме того, для детей это будет большой положительный опыт - решать конфликты мирным путем, что, несомненно, пригодится им в будущей жизни.
Несмотря на нехватку специалистов-психологов, мы, тем не менее, намерены создать такую Службу примирения в своем Центре социальной помощи семье и детям, которая, может стать одним из механизмов улучшения психического здоровья детей.
Андрей ЗЕНИН