Как нравиться людям: шесть научно обоснованных приемов
Эти советы основаны на исследованиях известных психологов и экономистов.
1. Поощряйте рассказы собеседника о себе
Разговор о себе, будь то в личной беседе или в социальных сетях, вызывает в мозгу у говорящего такое же удовольствие, как еда или деньги, доказывают новые исследования.
Люди испытывают неимоверное удовлетворение, когда говорят о себе, говорит нейролог из Гарварда Диана Тамир. «Люди даже готовы расстаться с деньгами, лишь бы поговорить о себе», — подчеркивает Тамир.
2. Давайте обратную связь через вопросы
Если вы задаете собеседнику вопросы, направляя его рассуждения, помогая избежать ошибок и позволяя ему прийти к решению самому, человек чувствует меньше угрозы и в большей степени готов следовать вашему руководству.
Заставляйте людей разбирать собственную логику, находить предположения или решения, которые по зрелому размышлению не имеют смысла. Чем больше вы помогаете людям прийти к собственным выводам, тем проще помочь им быть эффективнее, даже если кто-то потерял связь с реальностью в важном деле.
3. Спрашивайте совета
Специалисты рекомендуют просить совета — это мощный способ влиять на людей и вызывать у них интерес. Новые исследования показывают, что просьба дать совет — поразительно эффективная стратегия влияния на людей, когда нам не хватает авторитета. В одном эксперименте попросили людей вести переговоры о продаже коммерческой недвижимости. Когда торговцы фокусировались на цели продать подороже, только 8% сделок были успешны. Когда же продавцы советовались с покупателем, как достичь их цели, в 42% случаев сторонам удавалось прийти к соглашению.
Исследования показывают, что когда вы просите совета, это побуждает к более активному сотрудничеству и обмену информацией и превращает потенциальный спор в обоюдовыгодную сделку. В разных отраслях — в промышленности, финансовом секторе, страховании и других — просьба дать совет оказывается одним из самых эффективных способов влиять на коллег, начальников и подчиненных.
4. Техника двух вопросов
Спрашивайте собеседника о позитивных моментах в его жизни. И только после этого — как человек воспринимает свою жизнь в целом.
Звучит глупо, но этот прием основан на исследованиях нобелевского лауреата Дэниела Канемана. Позитивный ответ на первый вопрос способствует тому, что человек более позитивно воспринимает свою жизнь, отвечая на второй вопрос.
Из книги «Думай медленно… решай быстро»:
Такая же модель обнаруживается, если задать вопрос об отношениях студентов с их родителями или об их финансах сразу перед вопросом об общем уровне счастья. В обоих случаях удовлетворенность в конкретной области берет верх над счастьем в общем. Любой эмоционально значимый вопрос изменяет общее настроение человека и будет иметь такой же эффект.
5. Повторяйте последние три слова
Как быстро, без подготовки начать активное слушание — сосредоточиваться на том, что человек говорит? Специалист по социальным навыкам Лейл Лаундес рекомендует простое повторение.
Просто повторяйте, как попугай, последних два-три слова вашего собеседника в доброжелательном вопросительном тоне. Так мяч в вашей беседе останется на стороне собеседника. Это покажет, что вы слушаете, что вы заинтересованы, и побуждает собеседника дальше рассказывать свою историю.
Здесь нужно проявить некоторую тонкость, но это поразительно эффективно:
- Поразительно эффективно?
- Да, именно так.
- Именно так?
Исследования показывают, что повторение эффективно и в переговорах.
6. Сплетничайте, но позитивно
Исследования показывают, что то, что вы говорите о других людях, окрашивает восприятие вас со стороны. Делайте людям комплименты, и вы, скорее всего, будете выглядеть позитивнее. Но если вы будете жаловаться и ныть, то вы будете ассоциироваться с этими негативными чертами, которые сами ненавидите.
Когда вы сплетничаете о ком-то, слушатель подсознательно ассоциирует вас с описываемыми вами характеристиками, и в конце концов эти характеристики «переносятся» на вас. Поэтому говорите позитивные и приятные слова о друзьях и коллегах, и вас будут воспринимать как милого человека. И наоборот, постоянные разговоры о чужих минусах люди подсознательно перенесут на вас и припишут эти черты и некомпетентность вам.