Пусть память эхом отзовётся
Не стелила нам жизнь
по дорогам ковры.
Падали звезды и камни,
Мы шли, принимая скупые дары,
Лёгких путей не искали.
А беда нам черные тучи ткала,
Гасли лазурные дали.
Все тревожней гудели колокола,
А мы паруса поднимали.
Беспокойное сердце
судьбой нам дано.
В поисках мы и в заботе.
Спасала нас вера в людей и добро,
Страстная лютость в работе.
Нет! У нас не иссякнет
Душевный запас.
Друг мой, мы очень богаты:
Дети, внуки, друзья...
И любовь есть у нас -
Не надо большей награды.
Людмила Акцынова
Это стихотворение хочется взять эпиграфом к жизни и судьбе заслуженных художников Чувашии и России. Аркадия Всеволодовича и Людмилы Михайловны Акцыновых.
Их жизненным кредо стали слова: «Жить взахлёб, творить азартно». Рука об руку прошли они удивительно яркую жизнь. Аркадий и Людмила родились в одном 1910-м году в семьях старой русской интеллигенции. Воспоминания детских лет во многом схожи: революция, гражданская война, разруха, голод, болезни. Их судьбы, по которым безжалостно прошел 1937 год, заставив почти два десятка лет мыкаться по тюрьмам и ссылкам, пересеклись в 1939 году в бухте Находка. Людмила отбывала срок как член семьи за репрессированного мужа, а Аркадий - за учебу в Парижской академии художеств. И с тех пор они больше не разлучались.
«Спасла нас вера в людей и добро»,- позже признаются художники. Аркадий и Людмила были словно рождены друг для друга - так гармонична их жизнь, слито творчество: они писали картины в четыре руки, но одним сердцем, и всегда, почти полвека, ставили под ними общую подпись.
На страницах биографии этих удивительных людей есть Мотыгинский район – место ссылки Аркадия Всеволодовича в 1950–1956 гг. Вслед за ним приехала и Людмила Михайловна. «Сибирь предстала перед нами не такой, какой нас пугали», - написали они позже. Их удивила тайга с могучими кедрами, разнообразием цветов. Картины, написанные художниками, радовали жителей Южно-Енисейска и Раздолинска. К сожалению, сегодня в Мотыгинском районном краеведческом музее мы можем видеть только одну картину, на которой изображен нежный букет сирени. Она так и называется - «Сирень».
Иванова В.А., автор книги «Пароль - Акциновы», пишет: «Аркадий Всеволодович во всем умел находить красоту и восторженно спешил поделиться ею со своими бесчисленными друзьями, а главное, щедро раздаривал самого себя. Не уставал вновь и вновь напоминать о главном в жизни: только бы душу сберечь, не поранить, по велению сердца прожить, не искать легких путей, помогать попавшим в беду. Воистину, доброта была его ремеслом».
Их картины украшали Южноенисейский клуб «Красный Октябрь», а «Тёркин на привале» встречал всех, кто входил в Раздолинский дом культуры «Горняк».
Акцыновы прожили вместе 50 лет. История их любви оставила след в сердцах и душах многих людей. Именем художников названа малая планета № 7385 «Акцыновия», зарегистрированная Кембриджским Международным планетным центром в 2000 году. Творческое наследие Аркадия Всеволодовича и Людмилы Михайловны составляет более 1000 картин в музеях и частных собраниях России, Прибалтики, Швейцарии, Италии, Франции.
Потомок Вагнера
Потомок композитора Рихарда Вагнера и ученого и мореплавателя В.М. Головнина Георгий Карлович Вагнер (на снимке слева) родился в октябре 1908 года в уездном городке Спасске на Рязанщине, в семье налогового инспектора К.А. Вагнера и преподавательницы музыки К.В. Вагнер-Кожиной, ученицы С.В. Рахманинова. Здесь, в родовом имении Исады дедушки Владимира Николаевича Кожина на р. Оке, прошло его счастливое детство, запавшее в сердце на всю жизнь.
В 1926 г. семья переехала в Рязань и Георгий поступил в Рязанский художественно-педагогический техникум. В1930 году после окончания обучения был оставлен в техникуме на должности преподавателя по живописи, рисунку, цветоведению и социологии искусства. В 1932 г. начал сотрудничество с Рязанским базовым краеведческим музеем, сначала внештатно, а затем работал заведующим художественной частью. В этот период он активно занимался научно-исследовательской, экспозиционной и выставочной работой.
В 1937 г. Г.К. Вагнер, выступавший против сноса Сухаревой башни в Москве и других памятников, был арестован и на пять лет сослан в лагеря. Он попал на Колыму в Магаданскую область, г. Хатыннах, на открытые золотые прииски. В то тяжелое время от смерти его спас талант художника.
По завершении срока заключения был оставлен на Колыме на прииске Водопьянова в качестве ссыльного поселенца еще на пять лет. Работал вольнонаемным художником в лагерном клубе.
Весной 1947 года Вагнер с пометкой в паспорте «минус 17 городов» был освобожден, не мог оставаться в Москве, и вернулся в родной город Рязань. И снова - в музей, где работал до ареста, где делал выставки, читал лекции по искусству.
2 января 1949 года, меньше чем через два года, роковым стуком ночью был снова предъявлен Вагнеру ордер на арест. Он увенчался ссылкой в Красноярский край на бессрочное поселение в Удерейский район. Природа, берега Ангары поражали своей гармонией. Г.К. Вагнер стремился передать ее в переливчатости бирюзово-голубых, золотисто-розовых, сиреневых тонов, легкими мазками положенных на бумагу. Чувство красоты спасало...
Георгий Карлович работал в п. Бельске Удерейского (Мотыгинского) района в геологических партиях техником-художником и чертежником.
В Мотыгинском районном краеведческом музее бережно хранятся рисунки художника, рассказывающие о бурении скважин, о том, как горняки копают шурфы. Также кисти художника принадлежит картина, подаренная жителем п. Бельска И.Я. Петровым, с «легкой руки» сотрудников музея получившая название «Ангарская Ассоль». Иван Яковлевич рассказал, что на картине изображена его мать, Наталья Яковлевна. Задумчивым нежным взглядом она смотрит вдаль на Ангару, на пароход, на котором плавает её муж Яков Логинович. А Ангара голубой лентой уходит куда-то к горизонту, уводя за собой взгляд молодой женщины. Как осторожно, стараясь не нарушить её покой, художник рисует удивительную ангарскую природу. Словно в большом зеркале отражаются в реке облака, молоденькие деревца заботливо оберегают от солнечных лучей ветви сосны. А какое многоцветье кругом…
В 1955 г. Вагнер попал в Ангарскую археологическую экспедицию под руководством А.П. Окладникова, где проявил большой интерес к изучению народного искусства и архитектуры Восточной Сибири.
Вернувшись из ссылки в 1955 г., после полной реабилитации, Г.К. Вагнер поступил в ИИМК (ныне Институт археологии РАН). Ему уже было 47 лет. Казалось бы, лучшая часть жизни, когда ученый полон сил и энергии, уже позади. Но и за отпущенное ему время он сумел создать удивительно много, став классиком российской искусствоведческой науки.
Работы Георгия Карловича Вагнера были удостоены золотой медали Академии художеств СССР, а в 1983 г. ему присудили Государственную премию.
Ирина МАЗУРОВА,
библиограф Межпоселенческой
центральной библиотеки
п. Мотыгино