Чтобы подобное не повторялось
30 октября Россия отметила День памяти жертв политических репрессий - один из трагических периодов истории страны. Этот день памяти необходим нам, ныне живущим, и будущему поколению - для того, чтобы подобное больше не повторилось.
Тем не менее, надо сказать, что в период репрессий работала и правоохранительная система в соответствии с уголовным законодательством, а потому все осужденные того периода не могут приравниваться к репрессированным. С точки зрения сегодняшнего дня можно задать вопрос, справедливы или нет были те законы, но это другая тема.
Людей, родившихся незадолго до смерти И. В. Сталина и после, эта трагическая страница истории не затронула. По рассказам своих близких они узнавали, что их отцы и деды были ре-прессированы. К сожалению, и такая боль порой приводит к неадекватной реакции на действия и решения жизненных задач, на выражение гражданской и человеческой позиции.
После 1953 года – года смерти И. В. Сталина, с именем которого связаны репрессии, прошло более полувека. Но стало ли жить безопаснее в современной России сегодня?
Во все времена человеческой истории преступления разного рода были и еще будут, но разница в другом – в их количестве, разновидности и причинах.
Почему, начиная с девяностых годов, в России до сих пор совершаются жуткие, звериные, невероятные для современной жизни преступления, количество жертв которых статистически сравнимо с потерями в каждодневной войне, – каждый день стреляют, погибают от малого до великого. Все это дополняют экзотические преступления средневекового уровня. Почему-то все чаще у человека открываются темные стороны души, а российское общество изменяется не в лучшую сторону после провозглашения свободы, демократии, гласности, которые подменяются вседозволенностью и беспределом.
Все чаще в отношениях между людьми проявляются звериные качества. Похоже, что понятия любви, милосердия к близким и окружающему миру, чести, совести, патриотизма, законности для всех, независимо от социальной и политической принадлежности, подменяются такими порочными качествами, как жажда денег, выгоды, наживы, власти. Последнего добиваются порой любой ценой, перешагивая через человеческую жизнь. Почему подобные порочные качества начинают главенствовать в нашей жизни? Не оттого ли, что порождены некой странной экономической системой, где человеку проще и выгоднее купить за полцены и перепродать втридорога, а по природным ресурсам – урвать, нагадить, недоплатить и также перепродать, чем придумать, организовать, сделать, а потом продать?
Статистика сама по себе нематериальна, а потому ее цифры отражают, как нам кажется, что-то неопределенное и неощутимое; «это где-то там, но не у меня». Осознание приходит после, когда статистика пополняется фактами случившегося, когда либо твои близкие оказываются жертвами преступления, либо ты сам, и хорошо, что, может, случайно остался живым. К сожалению, это осознание после направлено на обвинение преступника, но не на глубинные причины, побудившие это преступление. В конечном счете, винить-то некого.
Но что все же происходит, когда таких репрессий, подобных репрессиям 1937 года, нет, а люди погибают до сих пор? Почему люди, пережившие репрессии 30-х годов, и их близкие, потомки молчат о том, что и сегодня жизнь стала небезопаснее. Им что, хорошо и безопасно живется, либо чужая боль для них – не боль? Тогда в чем смысл даты 30 октября, если мы говорим: «Чтобы подобное не повторялось». Можно согласиться, что подобного сегодня нет, но конечные результаты страшно похожи. Люди, прошедшие репрессии и войну, разве сегодня не страдают и не погибают от различного рода преступлений?
P.S. Хотелось бы услышать ответ от тех, кто прямо, либо косвенно оказался пострадавшим от репрессий 30-х годов.
Валерий ЮЖАЛИН.
п. Мотыгино.