Они смогли, за нами слово
В 2014 году главе Мотыгинского района Владимиру Андреевичу Функу было представлено ходатайство главы Первомайского сельсовета Ольги Васильевны Ремиз о присвоении звания «Почётный житель Мотыгинского района» Николаю Васильевичу Коробейникову, проживающему в посёлке Первомайске, и 17 декабря 2014 года депутаты райсовета это решение приняли.
Весь трудовой путь Николая Васильевича прошёл в нашем районе. На всех участках, куда его направляли, он всегда добивался поставленных целей. Зная твёрдый и принципиальный характер Николая Васильевича, жители Первомайска дважды избирали его председателем исполкома Первомайского сельсовета. За достойное служение жителям Первомайского сельсовета, Мотыгинского района, Красноярского края, а значит, и России, Николай Васильевич награждён многими медалями СССР, Российской Федерации, общественных организаций. От имени Президиума Верховного Совета СССР Николай Васильевич награждён юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Как труженику тыла в годы Великой Отечественной войны Николаю Васильевичу в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1985 года были вручены удостоверение и медаль «Участник трудового фронта». В июне 2008 года Николай Васильевич получил орден «За службу России» 1 степени.
Корреспонденту редакции «Ангарского рабочего» удалось встретиться с Николаем Васильевичем у него дома в Первомайске и поговорить. Рассказ был подробным и содержательным. Было ощущение полного погружения в то непростое время. Погружение в историю района и трудовые биографии людей тех лет. Рассказ захватил, и время пролетело в беседе просто незаметно.
- Я родился в п. Туруханске Туруханского района Красноярского края 20 декабря 1927 года. В районе живу с 1928 года, никуда не выезжал. Родители приехали в наш район по вербовке, которая проводилась в промышленные районы, район тогда назывался Удерейским. Год они проработали в Южно-Енисейске, потом переехали в Кировск и начали готовиться к сбору драги, которая была куплена в Америке и была первой электрической драгой № 1 в СССР. В Кировске родители участвовали в строительстве домов барачного типа для рабочих прииска.
Здесь мы, ребятишки, первый раз увидели трактор, который назывался «Сталинец» и работал на керосине, а трактористов звали дядя Федя и дядя Петя.
Последний привоз узлов драги был в 1932 году, водным транспортом узлы довозили до Мотыгино, а далее лошадьми, которых запрягали гуськом по 8 – 10 лошадей, и везли узлы до Кировска к месту сбора драги. Сначала построили электростанцию в самом поселке, она состояла из двух паровых котлов с шахтными топками. Драгу собирали чуть выше поселка, где был разрез ручной выработки метров 50 – 100. В 1933 году запустили электростанцию и драгу. Первое электричество у нас в районе появилось в Кировске.
В связи с тем, что промышленность должна была развиваться и расширяться, нужны были кадры, в Кировске было организовано училище, которое называлось «Горнопромышленное училище». Сокращенно «Горпромуч». Набор состоялся из ребят от 18 лет, выпускали токарей, слесарей, кузнецов, электриков, то есть тех специалистов, которые нужны были для дражного флота. В 1938 году вместо «Горпромуча» сделали ремесленное училище и стали набирать ребят и девчат с 14 лет, училище называлось «Ремесленное училище № 4». Учащимся было обеспечено полное государственное содержание – питание, проживание, обмундирование. Ребят было много, был полный штат воспитателей и преподавателей, была хорошая мастерская со станками для обучения.
Электродвигателей тогда было очень мало, и все станки работали от трансмиссии. Был сделан общий вал, на нём маховики, и через ремённые передачи работали все токарные станки, отдельно от электродвигателя работал только наждачный станок, но к нему допускались лишь токари для заточки резцов, ребятишек не подпускали.
Хочу сказать, что ребята были очень хорошо обеспечены, всё было новое плюс бесплатное питание и обмундирование; учились они два года. Мой сродный брат, Виталий Криволуцкий, окончил это училище в 1940 году и начал работать мастером по слесарному делу, а его друг, Юрий Францевич Грохальский, стал работать мастером токарного дела во втором наборе в училище. Когда началась война, обоих друзей призвали в армию, но мой брат погиб при бомбёжке эшелона, не доехав до фронта. Юрий Францевич попал на фронт, воевал, был ранен, его комиссовали, и он мне рассказал, как погиб Виталий. Юрий Францевич после войны работал в Первомайске в Тасеевской сплавной конторе секретарём парткома.
Сколько помню своего отца, он всегда был коммунистом. С кадрами тогда была проблема, и отца назначили директором прииска «Елизаветинский». Там работала паровая драга, построенная ещё при царском режиме. Расстояние от Кировска до прииска было пять км в сторону Южно-Енисейска. Я там пошёл учиться во второй класс. Школа была двухлетняя, учительницей работала Лидия Иосифовна Часовщикова. В третьем классе уже пришлось учиться в Кировске, там нам сделали общежитие, а с четвёртого по седьмой класс я ходил с Елизаветинского до Кировска пешком 5 км. Я очень стремился освоить производство, мне всё было интересно, с отцом постоянно был на сменах на драге.
Однажды пришли с ночной смены, я уснул, а затем вдруг будит меня мама - расстроенная, заплаканная, и рассказывает, что началась война, отец ушёл в клуб проводить митинг, он был секретарём парторганизации. Отчётливо помню, как известие о начале войны отразилось на людях, все помрачнели, исчезло веселье, улыбки. Отец сразу после этого стал готовиться на фронт, мы начали с ним заготавливать дрова, делать другие хозяйственные дела. Через три дня был первый призыв, но отца вернули обратно, потому что нас было четверо ребятишек и больная жена. Он так проходил три набора, и его всё время возвращали. Тогда отец стал убеждать мать в том, что он, как коммунист, обязан быть на фронте, затем отец попросил помощи у меня, чтобы я помог ему уйти на фронт, т. е. я как старший сын останусь дома за хозяина и сразу пойду работать, тогда отца заберут на фронт.
В один из дней мы с отцом приехали в Южно-Енисейск в райком партии. Я долго сидел в приёмной, пока отец был на собеседовании с членами райкома. Вызвали меня, долго спрашивали, справлюсь ли я, если отца заберут на фронт, я подтвердил, что дал согласие отцу и сразу пойду работать, если его возьмут на фронт, и семью буду содержать. Меня снова отправили в приёмную, и через некоторое время вышел радостный отец и сообщил, что всё получилось, и он идёт воевать. В следующем наборе отца забрали на фронт. И он больше не вернулся.
Отец прослужил почти всю войну, сначала попал под Ленинград - провоевал там всю блокаду. После снятия блокады войска Ленинградского фронта пошли в сторону Польши, где отец и погиб под Варшавой. Меня посещал однополчанин отца, он рассказывал, что отец шесть раз лежал в госпиталях, и каждый раз возвращался в строй. Его всё время списывали после каждого ранения, но он никогда на это не соглашался.
В июле 1942 года я пошёл работать конюхом, так началась моя трудовая деятельность. В 1943 году драгу на прииске Елизаветинский разобрали и перевезли на Мамон, а нас перевезли жить в Кировский, где я начал работать учеником токаря. Затем меня поставили работать заведующим радиоузлом, отработав год, перешёл на драгу маслёнщиком и проработал там несколько лет.
В Кировске я окончил 7 классов, в 14 лет вступил в комсомол, и меня сразу избрали секретарём комсомольской организации. В 1951 году меня уговорили работать начальником радиоузла в Партизанске и на прииске Тюрепино, и я согласился. В 1953 году я вступил в партию, и в это же время партия сделала призыв по переселению в сельскую местность для оказания помощи в восстановлении сельского хозяйства. Я дал согласие на такой переезд. Мне дали повестку в колхоз «Красноармейский» (деревня Кондаки), куда я и прибыл весной 1954 года…
… Слушая Николая Васильевича, невольно задаёшь вопрос себе: а сможет ли наше поколение так работать, пойти на такие лишения, отдать жизнь за то светлое будущее, не разъел ли наши души «золотой телец»?
Разговор о дальнейшей истории жизни мы договорились с Николаем Васильевичем провести при следующей нашей встрече.
Александр ШАХВОРОСТОВ
На снимке: Николай Васильевич Коробейников