Они смогли, за нами слово
С Почётным жителем Мотыгинского района Николаем Васильевичем Коробейниковым мы начали наш разговор в феврале («А.Р.», № 8 от 13 февраля 2015 года). Он рассказал свою историю жизни в Кировске, Партизанске до переезда в деревню Кондаки и Первомайск. Мы снова встретились с героем статьи, и Николай Васильевич продолжил свой рассказ:
- Первое моё знакомство с сельским хозяйством началось с посещения правления колхоза «Красноармейский». На месте оказался один счетовод, мы с ним разговорились, я рассказал о себе, он о себе.
Приехал он из Казани, был там когда-то председателем райисполкома, а сюда его сослали за то, что без разрешения крайкома отдал паровую установку в помощь колхозникам. Его за это отправили в Сибирь: поднимать сельское хозяйство.
Обо мне он слышал. Слышал, что едет специалист по путёвке райкома, и меня колхоз должен был обеспечить жильём, но пока нас расположили в конторе колхоза. Вечером с полей приехал председатель колхоза Михаил Степанович Брюханов, сам он был из Раздолинска, по профессии горняк, он также приехал по путёвке и на год раньше меня.
О жилье для моей семьи договорились с Гордеем Ильичом Таусневым, его предоставили в пустующей половине дома. Вечером собрались на правление колхоза, и я получил задание ехать на Гаевскую заимку и Заливной Луг, где велись работы, и куда я был назначен бригадиром.
В колхозе пашни было около 700 гектаров, в первые дни работы я вошёл в курс событий. Посевная у нас прошла хорошо, бригадиром тракторной бригады был Фёдор Иванович Филимонов, бывший фронтовик. Он был отличным бригадиром и хорошим человеком, сейчас в Первомайске живут его сыновья.
Еще мне вменили в обязанность содержать радиоузел, радиостанцию и вести переговоры с МТС в Рыбном. Однажды попросили быть на связи председателя колхоза, а мы его не могли найти. Как потом оказалось, он сбежал работать в Норильск горняком, нам временно назначили другого председателя.
Этим же летом колхозники, которые жили и работали в деревне Подкаменной, начали переселяться в Кондаки, и пошёл разговор о том, чтобы колхоз перевести в совхоз, для того чтобы была заработная плата. Урожай осенью был хороший, на некоторых участках урожайность была 32 центера с гектара, на уборочную привлекли много народа и техники.
На уборочной всегда был представитель райкома, зерно вывозили в район, на уборке было всего два прицепных комбайна. Убирали и лабогрейками, а на маленьких участках серпами. Крупного рогатого скота было около 50 коров, а молодняк находился в Чистяках. Работала молоканка, делали масло, сметану. Сено заготовили в достаточном количестве, с кормами проблем не было.
Зарабатывали в колхозе немного, денег постоянно не хватало: у меня на иждивении был самый младший брат, а у жены племянница. В 1954 году в Первомайске достраивалась школа, и жену определили туда учительницей. В декабре, зимой 1954 года, я поехал на мотоцикле в райком комсомола в Южно-Енисейск к секретарю Кудрявцеву. Останавливался в станках отогреться, подремать. Приехав, я рассказал ему, что дело не идёт в колхозе, председатель убежал, я там остался один командированный, он пообещал отправить инструктора, чтобы разобраться на месте.
От райкома партии приехал инструктор Константин Петрович Баев, до этой должности он работал редактором газеты «Удерейский рабочий», мы с ним были знакомы. Я собрал коммунистов на встречу, на ней мы пришли к выводу, что колхоз надо переводить в совхоз.
В 1955 году в колхозе появился председатель Осип Александрович Иванов, я отвёл ещё одну посевную, а жена уже полностью перешла работать в Первомайскую школу, ей дали квартиру в Первомайске по улице Московской, и мне пришлось уйти из колхоза.
На производство меня брать отказывались, был такой наказ из сельского хозяйства: никого на производство не брать, но я пришёл добровольно в колхоз и ушёл тоже добровольно, не был даже принят в члены колхоза, поэтому я был принят в стройуправление электриком.
Посёлок не был обеспечен электроэнергией в полной мере, был один локомотив, но он не тянул посёлок и производство. В стройуправлении пилорама работала от автомобильного двигателя от ЗиС 5, к нему пристроили напрямую к валу циркулярную пилу и пилили брус. Двигатели не были рассчитаны для такой работы и поэтому часто выходили из строя. Тем не менее, практически весь посёлок построен стройуправлением из этого бруса.
Электроцех наш развивался, ребят обучали на ходу, жильё строилось, надо было ставить электрические столбы, вести электропроводку: людям надо было жить. Заработок у меня был 1200 рублей в месяц, после колхоза это были огромные деньги. Стоял вопрос об увеличении подачи электроэнергии для посёлка, генераторов не хватало и нам через год выделили двигатель «Русский дизель», мощностью 200 лошадиных сил.
Его привезли в Первомайск, но он был сильно изношен и нашим слесарям пришлось доводить его до ума. Станков для ремонта больших узлов дизеля ещё не было и всё делали вручную напильниками и разными приспособлениями для коленвала, цилиндров и других узлов.
В 1963 году я был назначен в отдел главного механика инженером-механиком Тасеевской сплавной конторы. Я стал ставить вопрос о том, чтобы производить сплотку не механическим способом, а с помощью электроэнергии, перейти на электрические двигатели. Вопрос этот решили, но нужны были высоковольтные трансформаторы и их нашли в Богучанском районе в деревне Проспихино – они там не использовались.
Мне дали катер с понтоном, и мы их доставили в Первомайск. С 1965 года мы начали оборудовать сетки электричеством, каждый год надо было ставить столбы по-новому, всё это на плаву. Сделали переход электролинии через реку на левобережные сетки, попутно запитав электричеством Кондаки, и вся сплотка пошла на электрической тяге, это было и экономично, и эффективно.
Когда вся работа была налажена, у нас сложился большой коллектив электриков. В бригаде было 12 человек, на каждой сортировочной сетке был дежурный электрик. Наш цех входил в механические мастерские и там меня избрали секретарём партийной организации, также я являлся депутатом сельсовета. В 1956 – 1958 годах меня избрали председателем сельсовета первый раз, а второй раз избрали председателем с 1976 по 1980 годы. Территория сельсовета была от устья Тасеевой и до Бурного.
В 1981 я переехал в Мотыгино, где работал начальником госстраха более двух лет. Но, к сожалению, из-за проблем со здоровьем мне пришлось оставить работу и вернуться в Первомайск. На работу мне выходить запретили, так и проживаю в Первомайске до настоящего времени.
Богатство и величие нашей страны создавали такие люди, как Николай Васильевич Коробейников и его ровесники. Они всю свою жизнь отдавали обществу, и общество обязано им своим сегодняшним днем. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность следующим за ними поколениям получить образование и профессиональную подготовку. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт, и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся.
Непременным элементом любого развития является преемственность. Это момент, позволяющий сохранять устойчивость целого независимо от разрушений в его частях. От того, в каком тоне идет разговор между старшим поколением, передающими наследие, и молодежью, которая его принимает, зависит судьба общества и государства.
Александр ШАХВОРОСТОВ