Учитесь быть авторитетом у ребенка
На территории нашего района несовершеннолетними совершенно 17 общественно опасных деяний, четыре преступления, десять административных правонарушений, связанных с употреблением алкоголя, двое подростков направлены в специальное учебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей.
Главная причина, которая приводит к совершению правонарушений несовершеннолетними, - это отсутствие системы воспитания в семье, нежелание и незнание родителей, как это делать.
Воспитание детей – самая важная область нашей с вами жизни. Ведь наши дети – это будущие граждане нашей страны, они будут творить историю. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями.
Дорогие родители! Прежде всего вы должны помнить о великой важности воспитания, о вашей ответственности за него, ведь вы воспитываете будущего гражданина и несете за это ответственность перед обществом.
Одним из самых главных аспектов в воспитании является родительский авторитет. И мне хотелось бы поговорить с вами, уважаемые читатели, именно об этом. Понимание того, что такое авторитет, у каждого родителя разное. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические обоснования невозможны, а между тем без авторитета невозможен и сам воспитатель.
Авторитет не требует никаких доказательств, в детских глазах он воспринимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность. Отец и мать должны иметь авторитет! Часто приходится слышать вопрос от родителей правонарушителей: «Что делать с ребенком, если он не слушается?». Вот это самое «не слушается» и есть признак отсутствия авторитета у родителя.
Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Многие родители думают, что авторитет дается от природы, что это особый талант, и если таланта нет, то уже ничего нельзя сделать. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело. Большинство родителей думают, что авторитет предназначен для достижения послушания детей, и это - самая главная ошибка родителей. Авторитет и послушание не могут быть целью, так как цель одна: правильное воспитание, и только к этой цели нужно стремиться.
Родители, которые преследуют цель добиться послушания детей, строят свой авторитет на ложном основании, что приводит к разным проблемам, связанным с интеллектуальными, психологическими, психическими, социальными аспектами жизни ребенка в настоящем и будущем. Давайте назовем некоторые виды ложного авторитета.
1. Авторитет подавления – это самый страшный и вредный вид авторитета, поскольку в нем зачастую применяются физические методы воспитания и психологического давления. Я думаю, что не надо перечислять доказательства вреда этого ложного аспекта построения авторитета.
2. Авторитет расстояния. Его идея заключается в том, что чем меньше вы общаетесь с ребенком, и только изредка вступаете с ним в разговор в роли начальника, тем больше ребенок будет слушаться. Такой авторитет не приносит пользы ни семье, ни обществу.
3. Авторитет педантизма. Тут речь идет о том, что родитель – это святыня, он не может ошибаться, не может быть неправ. Общение с ребенком проходит без проявления эмоций. Этот вид авторитета полностью игнорирует интересы, нужды, права, свободу ребенка, при таком подходе не может быть воспитан полноценный, уверенный гражданин.
4. Авторитет любви и доброты. Некоторые родители убеждены, что если показывать свою любовь к ребенку на каждом шагу, то тогда он будет делать все, что ему скажут. Но, к сожалению, при таком подходе авторитет отсутствует. Тут могут возникнуть сложности, например, ребенок начинает обманывать родителей. Делает он так, поскольку считает, что родители думают о том, что он не может их обмануть. Ребенок может вырасти эгоистом, и это приводит к проблемам в общении с окружающими.
5. Авторитет подкупа. Дисциплина ребенка добивается путем «покупки» послушания у него. Думаю, что доказательств вреда такого авторитета тоже не требуется.
Мы рассмотрели несколько примеров ложного авторитета, но в чем же заключается настоящий родительский авторитет?
Основа родительского авторитета – это жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение. Если родители все делают честно, разумно, ставят значительные и прекрасные цели, если всегда дают полный отчет в своих действиях, поступках - это значит, что у них есть авторитет и не нужно искать иных оснований.
Как только дети подрастают, они интересуются, где родители работают, их общественным положением. Как можно раньше дети должны узнать о жизни родителей во всех сферах общества, дело родителей должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважение дело.
Поэтому не надо родителям стыдиться своей работы, проявлять неуважение и недовольство к ней, ведь каждая работа заслуживает уважения и приносит пользу обществу, имеет свои трудности и достоинства, и об этом не надо забывать.
Заслуги родителей в глазах ребенка должны быть, прежде всего, заслугами перед обществом, и при этом не нужно проявлять чванства, превосходства. Показывайте своему ребенку положительные примеры поведения во всех сферах деятельности. Например, говорить, что читать книги полезно – не надо, а берите и читайте сами, читайте вместе с ребенком. Если вы заявляете, что надо любить искусство, то вместе с ребенком посещайте театр, музей, выставки.
Родителям нужно интересоваться жизнью ребенка, общаться с ним, обсуждать дела, ситуации, проблемы, спрашивать его мнение, оказывать помощь. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок жил правильно, то покажите ему, как это сделать, но не притворяйтесь, не обманывайте.
Живите по-настоящему, от чистого сердца, и тогда ребенок увидит в вас достойного человека, которого нужно уважать, на которого надо равняться, которому можно подражать, с которым нужно считаться, и у ребенка возникнет желание прожить жизнь достойно и с пользой.
Действительно, авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на способности помочь ему и на вашей ответственности за его воспитание.
Правильное воспитание - эта наша «правильная» старость, плохое воспитание - это наши будущее горе и слезы, наша вина перед другими людьми и перед обществом.
Зинаида Кулешова,
старший инспектор ПДН ОМВД России по Мотыгинскому району