Помоги ребенку сам
По утверждению многих авторов, к концу первого года жизни словарь ребенка включает 10-15 слов, а в три года – одну тысячу слов. Однако в настоящее время отмечается действительно большой процент двухлетних детей, поступающих в группы раннего развития, с задержкой речевого развития. И как показывает практика, этот процент имеет тенденцию к возрастанию. Причины появления задержки могут быть разные:
- неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, во время родов, в первые годы жизни;
- генетические дефекты (наследственные факторы);
- поражение мозга, связанное с течением беременности (особенно на третьем месяце);
- токсикозы, прием лекарственных препаратов;
- плохое нерегулярное питание матери во время беременности;
- невынашивание беременности;
- употребление алкоголя, никотина, наркотиков;
- неблагоприятные факторы: безводный период, стимуляция, стремительные роды, кесерово сечение, обвитие плода пуповиной, преждевременное рождение, смещение позвонков;
- обращение к ребенку без слов, жестами, нецензурной бранью;
- понимание ребенка без слов, предупреждение всех его желаний;
- соматическая ослабленность, болезненность ребенка и так далее.
О каком здоровом ребенке с полноценными задаткам и речевого развития может идти речь, если он подвергался воздействию многих факторов, как в утробном состоянии, так и в раннем возрасте, отрицательно влияющими на его развитие.
По словам ученых, речевое развитие надо начинать с момента выхаживания ребенка: разговаривать с ним, слушать музыку, как говорится, общаться.
Нет времени на общение?! А когда его достаточно? Время на общение с ребенком надо находить в любом возрасте.
Как правило, у тех детей, с которыми у взрослых нет времени на общение и внимание, речевое развитие задерживается. Следует помнить, что общение и совместная деятельность является важным фактором формирования словаря. К году в его словаре будет 10-15 слов: мама, папа, баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав, пи-пи и тому подобное.
К двум годам в речи крохи должны появиться предложения: мама, дай сок!
Мишка, сиди тут! хочу пить чай!
Не огорчайтесь, если ребенок в этом возрасте будет произносить слова с искажениями, но позднее пусть за вами старается проговаривать (произносить) эти слова правильно, внятно, понятно: хаёси – хороший, пахой – плохой, басёй – большой, кассий – красивый.
Факторы задержки речевого развития волнуют большинство родителей. Что делать, как их преодолеть, можно ли это сделать уже в раннем возрасте?
Как правило, неврологи отправляют родителей к логопедам. А логопеды зачастую твердят: «Приходите в пять лет!». Это действительно так, а что делать?
Если это садик с речевыми группами, то родителям и детям повезло, в них речевое развитие начинается с раннего возраста. А если это логопункт? И тогда что делать родителям с детьми до пяти лет? Неужели самостоятельно преодолевать задержку речевого развития, ожидая пятилетнего возраста ребенка, чтобы потом пойти к логопеду на занятия? Для решения проблем, связанных с задержкой речевого развития, профилактики речевых нарушений в раннем возрасте, разработана программа «Логоритмическая мозаика». После изучения ее у меня появилось желание заинтересовать воспитателей, музыкальных руководителей, мам и всех, кто не безразличен к речевому развитию детей раннего возраста, ее изучением и применением в практике.
Тем более, что логоритмика – одно из приоритетных направлений в моей логопедической работе.
Так что же такое логоритмика? Это гармоничное сочетание слова, музыки, движений в одном 20-30-минутном занятии с детьми, с детьми раннего возраста вместе с их заботливыми родителями (чаще всего с мамами).
Особенность метода занятий – включение в двигательные задания доступного для ребенка речевого материала. Основой каждого упражнения, предлагаемого логопедом, служит музыкальный ритм.
Многократное повторение изучаемых речевых игр, пальчиковых упражнений, детских песенок, мелодекламаций способствует быстрой выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Сочетание музыкально-ритмических, речевых, музыкально-двигательных игр, пение под музыку и мелодекламаций положительно влияет на эмоциональный фон, двигательную активность, различные психические процессы и, конечно же, речь малыша, заставляя активно подражать сначала маме, а позднее и логопеду. Положительные эмоции помогают детям лучше и быстрее усваивать материал занятия, учиться правильно проговаривать звуки, слоги, слова и целые предложения. Сначала ребенок повторяет знакомые слова, фразы дома, а позже вместе с логопедом проговаривает слова знакомой игры или пропевает слова любимой песенки.
Помимо специфических задач (развитие речи) на логопедических занятиях логопед ставит и общеразвивающие: развитие крупной и мелкой моторики, слухового восприятия и внимания, зрительного восприятия и внимания.
Активные двигательные игры сменяются мелодекламациями, играми на музыкальных инструментах, пальчиковыми играми или спокойной песенкой, которую дети исполняют, сидя на ковре.
С большим интересом дети вместе с мамами будут играть в игру: «Угадай!». Перед детьми с мамами ставится три мешочка, нужно угадать, что лежит в красном мешке (фрукты), в желтом (овощи), в зеленом (игрушки). Щупают, угадывают, называют; могут высказать свои версии.
Логопед предлагает детям «мешочек» с крупой. Что это?
Представьте, что это шляпа. Кладет себе на голову. Задает вопрос: что у меня на голове? «Шапа» - шляпа.
Теперь я передам шляпу Ване. Сильно греет солнышко. Ване жарко. Чтобы солнышко не перегрело головку Ване, он надел шляпу и передаст ее другому ребенку и скажет: «На, Миша, шляпу!».
Вся суть в том, что такие занятия рекомендуется проводить совместно (малыш + родители + логопед + музыкальный руководитель). Присутствие родителей (как правило, мам) - обязательное первоначальное условие. Мама не просто присутствует в игровой комнате, а является активным проводником в мир незнакомых предметов, их свойств, действий с ними, в мир непонятных звуков, слов, предложений, повсюду окружающих ребенка с раннего возраста.
Через игру, песенки, попевки на первых занятиях ребенок, стоя за спиной мамы или рядом с ней и наблюдая за ее действиями, подражает ей, и выполняет старательно все задания логопеда.
По мере адаптации дети становятся более активными участниками занятий, самостоятельно повторяют за логопедом действия и слова, могут повторять по инструкции хорошо знакомые им игры. Тогда активность мам уходит на второй план. Они могут находиться за спиной ребенка или рядом с ним. Ее участие вновь потребуется при разучивании новых игр, незнакомых малышу. На это уже будет уходить значительно меньше времени по сравнению с первыми занятиями - малыши легко включаются в новые игры после нескольких повторений.
Одно из условий успешного развития речи ребенок в раннем возрасте – осведомленность родителей о применении более эффективных для данного возраста способов речевого развития. Поэтому очень важно информировать родителей о содержании логоритмических занятий, рекомендовать разные речевые игры и упражнения на формирование мотивации у ребенка к восприятию слов взрослого и самостоятельному проговариванию их.
Для этого необходимо:
- насыщать игровую среду различными звучащими игрушками и музыкальными инструментами, четко проговаривая названия;
- увлеченно играть вместе с ребенком, обращая его внимание на звуки природы, бытовые звуки, звучание инструмента или игрушки, различных слов в речи;
- выполнять танцевальные и танцевально-образные движения под музыку различного темпа и ритма, двигаясь вместе с ребенком, например, показать, как ходит мишка (медведь) косолапый, как прыгает зайчик, как летают птички;
- показать движения, соответствующие тексту хорошо знакомого стихотворения (например, А. Барто «Лошадка», «Спать пора», «Зайка», «Таня»);
- отстукивать простые ритмы пальцами по столу, коленями, железными или деревянными предметами, создавая игровой сюжет (дождик капает медленно, быстро скачет лошадка, идут большие ноги, маленькие ножки):
- тук-тук,
- кап-кап,
- топ-топ;
- развивать слуховое восприятие и внимание через игры – с колокольчиком и звучащими игрушками:
«Беги, где звонит.
Найди, где играет!
Узнай, кто позвал!».
Повтори, кто как кричит (показ птиц):
гуси – га-га-га;
куры – ко-ко-ко;
утки – кря-кря-кря;
дети – де-де-де,
ай-ай-ай,
нет-нет-нет;
кукушки – ку-ку-ку;
дятел – тук-тук-тук;
воробей – чик-чик-чик;
синица – пи-пи-пи.
Мамы: «Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!».
Это слова для игры «Волк и гуси». (Гуси – дети, волк – мамы, автор (ведущий) – логопед).
Дети с удовольствием будут играть в эту игру, тем более с мамами, проговаривая, притоптывая, ритмично, в движении.
«Логоритмическая мозаика» - увлекательный процесс, который позволяет каждому участнику получить массу удовольствия и запас необходимых навыков. Малыш приобретает навыки свободного выражения своего «я», как в движении, так и в спонтанной речи.
Родители дома расширяют копилку знаний ребенка детскими песенками, потешками, частушками, прибаутками, которые так необходимы в процессе его развития, обучения и воспитания.
Если вас, уважаемые коллеги, родители, заинтересовала данная программа по развитию речи детей раннего возраста, то ряд логоритмических игр можно найти в рекомендательной литературе, приобрести в магазинах, по Интернету, выписать, обратиться к логопеду.
Литература: М.Ю. Картушина, «Логоритмические занятия» (для 2-3 лет);
Е.В. Кузнецова, «Логопедическая ритмика»; Е.В. Ларечина, Программа «дитятко»: К.С. Мартынова, «Логоритмическая мозаика; И. Галант, «Логоритмические игры».
Я желаю, чтобы логоритмика нашла новых друзей в лице взрослых и детей.
Валентина РУДАКЕВИЧ,
учитель-логопед детсада «Умка»
п. Раздолинск