Беду можно отвести
Прежде, чем разговаривать с ребенком о вреде наркотиков, следует разобраться в причинах, которые могут привести ребенка в их употреблению. Только понимая какие чувства испытывает ваш ребенок, чем он живет, какие у него есть проблемы, можно начинать разговор, который будет не простым нравоучением, но приведет к положительному результату.
Почти каждый ребенок слышал, что наркотики это плохо и опасно. Но, тем не менее, многие пробуют их, и некоторые из попробовавших становятся наркоманами. Первое знакомство с наркотиком происходит обычно из любопытства, желания испытать на себе нечто запретное. Добиться уважения сверстников, шокировать родителей и учителей.
Бывают ситуации, когда ребенок оказывается в компаниях, где употребление наркотиков считается хорошим тоном. Например, во время похода на дискотеку. Ребенок старается просто не отставать от приятелей и быть как все.
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Дети, выросшие в среде, в которой употребление наркотиков и алкоголя - норма, начинают это делать для того, чтобы просто почувствовать себя взрослыми. Иногда это оказывается хорошим способом отвлечься от проблем с родителями или друзьями. Также многие подростки считают, что можно принять наркотик только один раз для того, чтобы просто попробовать, и что от этого одного раза ничего плохого не случится.
Вероятность того, что ребенок начнет употреблять наркотики повышается, если он недоволен окружающими, или считает что оказался в положении из которого у него нет выхода. Когда ребенок по своей натуре авантюрист, одержимый жаждой приключений, и при этом не считает опасным привыкание к наркотикам.
При проведении работы по профилактике наркомании среди детей, взрослые должны помнить, что наиболее подвержены этой опасности дети потомственных алкоголиков.
К сожалению, предрасположенность к алкоголизму и наркомании передается по наследству.
Встречаются семьи, где пьют все. Выросший в такой семье ребенок может считать употребление алкоголя и наркотиков чем-то само-собой разумеющимся.
Советы родителям подростков в том, как обезопасить ребенка от наркотиков
Есть много способов повлиять на отношение детей к употреблению наркотиков. Не все эти способы легко во-плотить в жизнь, но, тем не менее, практически всегда они могут помочь. Профилактика наркомании у подростков будет действенной только тогда, когда между вами и подростком установятся доверительные отношения.
1. Всегда общайтесь со своим ребенком. Если вы перестанете общаться, то он пойдет со своими проблемами туда, где его будут слушать. А между вами и вашим ребенком встанет стена. И главное, не путайте общение с нравоучениями. Многие подростки перестают общаться со своими родителями, когда поделившись своими проблемами, получают в ответ потоки упреков и нравоучений.
2. Старайтесь всегда выслушать своего ребенка и понять его убеждения. Не спорьте и не навязывайте свою точку зрения. Относитесь к ребенку не как к своей собственности, а как к равноправному партнеру и считайтесь с ним.
3. Расскажите о своем детстве и юности. Выслушав вас, ребенок поймет, что вы сталкивались с такими же проблемами, как и он. Часто подростки думают, что их переживания исключительны, что кроме них такого еще никто не переживал.
4. Будьте всегда поддержкой ребенку. Пусть он знает, что может обратиться к вам в любой момент, и вы всегда окажете ему помощь. Ребенок должен знать, что он интересен вам, что вам не безразлично, где он и с кем.
5. Старайтесь проводить время с ребенком и дружить с его друзьями. Даже если вы считаете, что друзья вашего ребенка ему совсем не подходят, не говорите об этом. Он может стать на защиту своих друзей и отвернуться от вас. Лучше приглашайте их к себе домой. Так вам будет удобнее контролировать их времяпровождение.
6. Будьте тверды в своих убеждениях и последовательны в поступках. Дайте понять ребенку, что вы не меняете своих убеждений и что на вас нельзя оказать давления.
Советы педагогам – запомните признаки и симптомы возможного употребления ребенком наркотиков:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ:
- бледность кожи;
- суженные зрачки;
- замедленная, несвязанная речь;
- потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
- хронический кашель;
- плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ:
- беспричинное возбуждение или вялость;
- нарастающее безразличие ко всему;
- уходы из отряда по непонятным причинам;
- частая и резкая смена настроения;
- повышенная утомляемость;
- уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
- частое вранье, изворотливость, лживость;
- неопрятность;
- пропажа из отряда ценностей, книг, одежды, аудиотехники.
ОЧЕВИДНЫЕ:
- следы от уколов, порезов, синяки;
- бумажки и денежные купюры, сложенные в трубочку;
- капсулы, пузырьки, жестяные банки;
- пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
- папиросы «Беломор» в пачках из-под сигарет;
- маленькие ложечки.
Советы педагогам – запомните, что подростки, употребляющие наркотические средства, отличаются от нормальных сверстников следующими чертами:
- постоянно присутствующая легкая депрессия;
- беспокойство;
- подозрение, что их никто не воспринимает всерьез;
- нарциссизм или эгоцентризм;
- частые размышления над собственной индивидуальностью, независимостью, свободой мыслей и слова;
- трудности в обычном общении с окружающими.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употребление наркотиков.
Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании, риска - как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.
Задачей вожатых и воспитателей является помощь подросткам в удовлетворении потребностей в риске другими способами, например, риск самораскрытия проявляется в личностно-ориентированных и социально-психологических тренингах, физический риск – в занятиях спортом.
Педагогам, работающим в учреждениях детского отдыха и оздоровления, следует знать о тех защитных факторах, которые препятствуют наркотизации и алкоголизации детей и подростков.
К таким личностным факторам относятся:
- здоровое и развитое чувство юмора;
- внутренний самоконтроль (чрезвычайно целеустремленный ребенок);
- стрессоустойчивость;
- крепкие дружеские отношения, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей, характеризующимся как сильная и здоровая личность;
- склонность жить по законам и нормам общества, школы, лагеря, семейным стандартам;
- активное участие в деятельности социальной группы: ребенок, подросток имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;
- видение жизненной перспективы;
- адекватная самооценка;
- способность к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.