Легкие советы родителям трудных подростков
Часто родители жалуются на то, что на трудновоспитуемых детей и подростков традиционные подходы в воспитании не оказывают нужного воздействия.
Необходимо помнить, что вызывающее поведение подростков - нередко проявление «защиты». У всех обследуемых психологами трудновоспитуемых детей выявлялась низкая самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией. В повседневной практике родителям таких детей необходимо постоянно корректировать их поведение, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях взрослым рекомендованы следующие методы и приемы педагогического воздействия:
- доверие;
- моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
- вовлеченность в интересную деятельность;
- проявление доброты, внимания, заботы;
- просьба;
- поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями: поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для этого ребенка или в конкретных условиях; любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции.
Форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для него, поэтому надо учитывать индивидуальные особенности; награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок.
Поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды. Помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей дети ждут от них каждый день. Ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка.
Если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно. При этом - всегда учитывайте состояние ребенка, не унижайте его, а главное - избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
Важный момент - «авансирование» личности. Предоставление ребенку определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает.
Прощение. Умение прощать - необходимейшее качество для педагога и родителей. Самое главное - трезво оценивать факты. Родители должны уметь любого в любом случае простить; все понимать - это все прощать.