В. А. Функ, глава района: «Нельзя останавливаться на достигнутом»
25 мая на очередной сессии райсовета перед депутатами выступил глава Мотыгинского района В. А. Функ с отчетом за 2010 год. Сегодня мы публикуем отчет главы с некоторыми сокращениями. По предложению В. А. Функа, замечания можно направлять в редакцию (п. Мотыгино, ул. Дачная, 18; postmaster@angarka.krasnoyarsk.ru) или в Мотыгинский районный Совет депутатов (п. Мотыгино, ул. Советская, 116).
Социальная сфера
Прошедший год был годом формирования нового состава органов местного самоуправления по результатам выборов в марте 2010 года. Опыт показал, что обновления позитивно отражаются на деятельности местного самоуправления.
Бывая в поселениях района, замечаю пусть небольшие, но сдвиги в лучшую сторону. Достигается главное, на мой взгляд – народные избранники не допускают ухудшения качества жизни жителей поселений по сравнению с районным центром. В срок выплачивается заработная плата, мы сохранили всю социальную сферу. Количество безработных в 2009 году в районе составляло 199, в 2010 году - 129.
Из 17 тысяч жителей района различными мерами социальной поддержки пользуются 7 тысяч семей, это более 15 тысяч жителей. На меры социальной поддержки из бюджетов всех уровней в 2010 году выделено 113,3 млн. рублей, что на 5 млн. больше, чем в 2009 году. Выработан программно-целевой подход для создания дополнительных условий по последовательному повышению уровня и качества жизни населения района. Если в 2009 году из районного бюджета на различные виды помощи населению было выделено 1,2 млн. рублей, то в 2010 году эта цифра составила уже 1,8 млн. рублей. В 2010 году за счет средств местного бюджета оказывалась различная помощь семьям с детьми, ее объемы выросли на 130% по сравнению с 2009 годом. К сожалению, на 2011 год в районном бюджете не заложены средства на адресную материальную помощь семьям с детьми, за исключением акции «Помоги пойти учиться». Считаю, что необходимо исправлять эту ситуацию и на 2012 год обязательно предусмотреть в бюджете средства на оказание адресной материальной помощи малообеспеченным семьям с детьми.
Как и в целом по краю, сохранена система субсидирования услуг ЖКХ для семей с низким уровнем доходов.
Существенная помощь в год 65-й годовщины Победы была оказана ветеранам Великой Отечественной войны. Для систематизации этой работы в районе принята целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 гг. В 2010 году в честь юбилея Победы по решению районного Совета депутатов всем участникам Великой Отечественной войны было присвоено звание «Почетный житель Мотыгинского района» с соответствующими выплатами.
Для достижения положительных результатов в решении социальных проблем необходимо объединять усилия власти, общественности, бизнеса.
О власти
Анализируя работу глав поселений, депутатского корпуса, отмечаю, что все деятельность органов местного самоуправления была направлена на эффективное решение вопросов местного значения. Как пример - увеличилось число обращений депутатов поселений в Мотыгинский районный Совет депутатов с экономическими обоснованиями приоритетных проблем. Депутаты всех муниципальных образований района ужесточили контроль за работой поселковых и сельских администраций, особенно по эффективности расходования бюджетных средств (Раздолинск, Мотыгино, Орджоникидзе, Новоангарск). Это еще раз подтверждает, что избиратели не ошиблись, отдавая предпочтение именно такому составу.
Особые слова признательности хочу сказать депутатскому корпусу районного Совета депутатов, который за 9 месяцев прошлого года, начиная с организационной сессии 24 марта 2010 года, смог следовать общей логике разработки, принятия и исполнения решений при беспрецедентном количестве сессий: они проходили ежемесячно вместо установленных Уставом района раз в квартал. А листая протоколы сессий, уже по прошествии времени убедился еще раз в принципиальности и взвешенном подходе к проблемам наших депутатов.
Устав района обязывает меня представлять район в отношениях с органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. Как глава района, я являюсь членом Губернаторского совета, Координационного совета, Ассоциации глав северных территорий Красноярского края, Совета муниципальных образований Красноярского края, председателем районной комиссии территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и возглавляю мобилизационную работу на территории нашего района. За отчетный период выезжал по исполнению указанных по этим пунктам Устава полномочий 21 раз. Что дает для района мое общение с краевыми и государственными структурами? Мое появление оговорено в вызовах как обязательное, да и анализ выездов, встреч, переговоров позволяет находиться в курсе всех направлений общественно-политической жизни края, а встречи с Губернатором Красноярского края, допускающим дискуссию, умеющим выслушать проблемы, подчас приносят их разрешение. К примеру, не прошли бесследно наши обращения о строительстве дороги на Верхотурово – идет обсуждение этого проекта, об асфальтировании дороги Новоангарск – Стрелка, считаю полезным мое выступление на федеральной площадке о работе власти.
На нашем районном уровне создан и работает совет глав Мотыгинского района, председателем которого я являюсь.
Как глава района за 2010 год посетил практически все поселки, чтобы познакомиться с работой депутатов и выявить острые проблемы.
В статье Устава района о компетенции главы района семь пунктов, четыре из них непосредственно связаны с исполнением полномочий председателя районного Совета депутатов, поэтому считаю нужным сделать ссылку на эту сферу работы.
Районный Совет депутатов
Проведено семь сессий, на которых рассмотрено 99 вопросов. Каждой предшествуют заседания постоянных комиссий, которые обсуждают проекты решений, вносят коррективы, принимают по ним заключения и рекомендации всем депутатам. Также депутаты принимают активное участие в обсуждении вопросов на сессиях. Следует отметить, что депутаты районного Совета ответственно относятся к работе на сессиях и отсутствуют только по уважительным причинам.
Районным Советом направлено 450 писем в различные инстанции по вопросам, связанным с исполнением полномочий; получено 464 письма, из них 22 связанны с письменными обращениями граждан. Основные проблемы, с которыми обращались жители района: ремонт и предоставление жилья; содержание домашних животных; частная предпринимательская деятельность; неудовлетворительное состояние дорог; работа ЖКХ и водоснабжение; спиливание тополей; жилье многодетной семье и другие.
На приеме по личным вопросам актуальные темы: услуги ЖКХ, ветхость жилья, благоустройство, безнаказанность жителей за приведение социального жилья в негодность, несоблюдение санитарных норм, нарушение требований сдачи жилья по программе «Север на Юг», нарушение очередности при распределении жилья в поселениях, отсутствие жилья детям-сиротам и ряд других.
Также выявляются факты правонарушений и злоупотреблений при управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местных бюджетов, установлении местных налогов и сборов, оказании услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ и в иных областях.
В муниципальном нормотворчестве и деятельности органов местного самоуправления распространены нарушения при применении земельного, лесного, градостроительного, природоохранного, административного и жилищного законодательства, законодательства о местном самоуправлении, муниципальной службе, о размещении муниципальных заказов на поставку товаров и оказание услуг, а также о регулировании тарифов в жилищно-коммунальной сфере.
Просьба к главам поселений и депутатам наладить работу административных комиссий, т.к. многие проблемы, высказанные в обращениях граждан, можно разрешить без дополнительных затрат из бюджета.
Внешний вид жилья, придомовых территорий, улиц, дворов… Главы и депутаты могут подключить к наведению порядка самих жителей, поощрять их инициативу, участие в благоустройстве, проводить конкурсы на лучшую усадьбу, акции добра, юбилеи улиц, чествования семейных династий. Любую, даже малую инициативу общественности надо поддерживать. Любому человеку дороги слова благодарности. В наших поселках есть орденоносцы, золотые юбиляры; можно вспомнить, как всей деревней провожали парней в армию, отмечали свадьбы. Наконец, уже есть и новый опыт социально-грантовых программ. А наши избиратели должны знать, что и после выборов власть помнит о том, что избирали ее, власть, в первую очередь для разрешении проблем.
Организационная деятельность
Проведено 10 совещаний с руководителями предприятий, организаций, главами поселений, председателями постоянных комиссий районного Совета депутатов. Депутатами районного Совета подготовлено и направлено в разные инстанции 12 обращений. Большая часть депутатского корпуса вошла в состав комиссий, созданных в администрации района.
В 2010 году по итогам проведенных конкурсов на замещение вакантной должности были назначены на должность глава администрации района и руководитель контрольно-счетного органа района. По решению сессий было создано два муниципальных учреждения – Молодежный центр Мотыгинского района и Единая дежурно-диспетчерская служба Мотыгинского района. Всему этому предшествовала многозатратная по времени работа по разработке правовых актов.
По поручению Законодательного Собрания Красноярского края зам. председателя райсовета выступила на публичных слушаниях по обсуждению вопроса «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов», в котором отразила основные проблемы района. Со всеми позициями правительство согласилось, в данный момент идет проработка вопроса о круглогодичной дороге с выходом на Высокогорск.
Депутатский корпус продолжает положительную практику качественного предварительного обсуждения решений и проектов решений, которые обе ветви власти района собираются принять. Есть здесь и заслуга главы администрации района в его желании вести диалог с главами поселений, депутатами, избирателями, объяснять и публично защищать свое видение, свою позицию. Выслушивая порой противоречивые мнения, можно из различных вариантов выбрать оптимальный.
Давать работе каждого из нас оценку как депутату не имею права, вы обязаны сами отчитываться перед своими избирателями. Ведь подотчетность, открытость – показатель зрелости и эффективности любой власти. В целом, оценивая работу районного Совета депутатов, отмечаю, что депутатский корпус демонстрирует хорошую динамику в своей работе. Ставя под сомнения эффективность приватизации, организовали проверку, отклоняли проекты решений, которые не показывали их целесообразность в данный момент.
О качестве принимаемых решений говорит и тот факт, что все предостережения и протесты в адрес районного Совета депутатов поступили от прокуратуры Мотыгинского района только на проекты решений, связанных с районными целевыми программами и вопросами муниципального имущества.
В качестве положительного опыта хочется отметить взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления района, которое носит конструктивный характер. Осуществляется оперативный обмен информацией, реализуются различные формы сотрудничества в целях предупреждения и пресечения нарушений закона. Прокурор района А. И. Зборщик активно участвует в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе на стадии подготовки муниципальных правовых актов, зачастую выступая инициатором их разработки и принятия.
О бюджете
Как глава с исполнением полномочий председателя районного Совета депутатов, считал и считаю приоритетным направлением в своей деятельности вместе с районным Советом депутатов - жесткие меры финансовой дисциплины, что дает определенную экономическую безопасность и сбалансированность консолидированного бюджета района. Не надо напоминать, что в целом за 2010 год бюджет был исполнен с профицитом, что дало нам возможность в текущем году впервые за многие годы с оптимизмом смотреть вперед. Теперь мы планируем капитальные ремонты в социальной сфере, субсидии для модернизации объектов ЖКХ, надеюсь, начнем ремонтировать жилье в районе и т.п. То есть именно сбалансированность бюджета позволяет нам и выполнять социальные обязательства, и сохранить определенную стабильность в районе.
Первые итоги и задачи на перспективу
За отчетный период произошло становление новой структуры власти в районе – это позитивный результат. Но я не берусь утверждать, что в районе все сделано, успокаиваться категорически нельзя. Да, у нас увеличивается доходная часть бюджета, и все же я призываю вас всех жить по средствам, как говорит губернатор Красноярского края, который обеспокоен тем, что не индексируется заработная плата бюджетников. Нас призывают к взвешенному и ответственному подходу к бюджету и пополнению доходной части бюджета.
Внешнее благополучие не должно успокаивать, работа по малому бизнесу требует продолжения. Не секрет, что есть понятие «особые экономические зоны», а у нас это «особо проблемные или депрессивные». Безработица в ряде поселений может найти разрешение через малый бизнес. Сфера его приложения еще далеко не исчерпана: дикоросы, туризм, сельхозкооперативы для поставки овощей в бюджетную сферу. Задача власти – организовать, помочь с документами, бизнес-проектами и получением средств. По словам Л. В. Кузнецова, «развитие малого бизнеса должно конвертировать в развитие территории».
Выбор приоритетов при формировании бюджета необходим. Доходная часть бюджета текущего года требует иного подхода к расходной части. «Латание дыр» должно уйти в прошлое.
Умение управлять – это, по сути, умение выбирать, и общественное обсуждение проблем и проектов должно помочь нам сделать такой выбор.
Предлагаю учесть это при формировании бюджета на 2012 год, учесть опыт Законодательного Собрания Красноярского края и выезжать в поселения района с предварительным обсуждением проекта бюджета.
В прошлом году я сделал первое бюджетное послание. Оно опубликовано в газете «Ангарский рабочий»… Времени уже прошло достаточно для того, чтобы понять мои требования, и потому со стороны исполнительной власти жду выполнения поручений, как и жду новых инициатив и предложений.
Учитывая первый опыт, прошу уже сейчас определиться с приоритетами в бюджете на 2012 год, где должно найти отражение нацеленность на развитие, перспективу и эффективность, а не только латание проблем.
Ваши предложения жду в письменном виде. Депутатский корпус всего района должен принять самое активное участие в этой работе. Все проблемы должны быть экономически обоснованными, затратность – рассчитана.
Возвращаясь к открытости, благодарю за совместную работу редакцию газеты «Ангарский рабочий» и правдивое освещение работы власти, но, думается, что и мы все должны больше рассказывать через прессу о своей деятельности.
Сегодня я должен был бы отчитаться и по вопросам, поставленным депутатами районного Совета, но кроме обращений глав поселений и жителей, вопросов, зафиксированных в протоколах или обращениях, нет. Это говорит или о том, что депутатский корпус набирается опыта в этом нововведении, или же мы вместе с вами имеем полную информацию о деятельности власти в районе.
Сегодня, согласно Уставу района и федеральному законодательству, центром власти в районе должен стать районный Совет депутатов. Подотчетность исполнительной власти, как и мои ежегодные отчеты, должны войти в норму и должны пойти на благо жителей района.
Экономическое развитие района
Основными результатами экономического развития в 2010 году стали:
- темп роста отгруженных товаров собственного производства по всем видам деятельности - 165 %;
- темп роста отгруженной продукции по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» - 168,2 %.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по крупным и средним предприятиям за 2010 год составил 7 миллиардов 769,1 млн. рублей, в т.ч. по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» - 6 миллиардов 765,7 млн. руб.
Среднегодовая численность постоянного населения в 2009 году составляла 17966 человек (99,35 % к предыдущему году). В 2010 году по итогам Всероссийской переписи населения среднегодовая численность населения Мотыгинского района составила 16229 человек. Ежегодно численность населения района уменьшается более чем на 100 человек за счет миграционного снижения.
Развитие малого и среднего предпринимательства
В нашем районе в течение трех лет реализуется районная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства. Практика исполнения программы показала, что программно-целевой подход к решению проблем, препятствующих развитию и деятельности малого предпринимательства, позволяет проводить планомерную работу по созданию условий для становления малого бизнеса.
В настоящее время в районе 290 малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. На малых предприятиях на постоянной основе занято до 1740 человек, это почти 21% всех работников предприятий и организаций Мотыгинского района.
Расход бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в 2010 году составил 2600 тыс. руб. (2500 тыс. руб. из краевого бюджета и 100 тыс. руб. из местного).
Администрация Мотыгинского района также заинтересована в решении вопросов занятости населения. Для обеспечения занятости населения предусмотрена совместная работа с Центром занятости. Подготовка специалистов для предприятий малого и среднего бизнеса проходит в ПУ-103. Центр занятости населения осуществляет формирование базы данных о потребности в кадрах в сфере предпринимательства.
УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства на территории района, в 2010 году составила 24,8 га, что на 92 % больше, чем в 2009 году (12,9 га). В том числе для жилищного строительства показатель вырос на 314 % по отношению к 2009 году (в 2009 – 0,7 га; в 2010 – 2,9 га).
Факторами, способствующими увеличению этого показателя, можно считать развитие крупных предприятий горнодобывающей отрасли и необходимость в освоении новых территорий, тенденция строительства индивидуальных жилых домов, строительство жилья органами местного самоуправления взамен аварийного.
С целью снижения административных барьеров в сфере градостроительства и в предоставлении земельных участков разработаны соответствующие регламенты, регулирующие административные действия, периодически публикуется информация в районной газете.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
В соответствии с ведомственной программой развития здравоохранения Мотыгинского района на 2008-2012 гг. произведены изменения сети медицинских учреждений, входящих в состав муниципального учреждения здравоохранения Мотыгинская центральная районная больница: закрыты в 2010 году Пашинский и Бельский фельдшерско-акушерские пункты. Медицинская помощь населению в поселках, не имеющих лечебно-профилактических учреждений, оказывается врачами и фельдшерами Мотыгинской ЦРБ и участковых больниц с использованием санитарного автомобильного транспорта. Санитарным автомобильным транспортом оснащены все участковые больницы и два фельдшерско-акушерских пункта.
Доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения, составила в 2009 г. – 25 %, в 2010 г. – 50 %. Планируется приобретение недостающего медицинского оборудования и увеличение доли амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения, в 2011 г. - до 62 %, в 2012 г. - до 75 %, в 2013 г. - до 100 %.
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий района в 2010 году составила 22067,9 руб. Темп роста заработной платы к 2009 году составил 116 %. Повышение среднемесячной заработной платы произошло в большей степени у работников, занятых в промышленности. Поэтому отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной заработной плате работников крупных и средних предприятий уменьшилось с 56,8 % в 2009 году до 52,5 % в 2010 году.
Самая низкая номинальная начисленная заработная плата у работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений - 8187,9 руб. С 1 апреля 2011 г. по решению губернатора края производится досрочное повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений на 6,5% (планировалось с 1 июня). С 1 июня 2011 г. планируется повышение заработной платы муниципальным служащим на 6,5 %.
ОБРАЗОВАНИЕ
Образовательная система района включает 13 дошкольных образовательных учреждений, 11 средних общеобразовательных школ (в них 2 филиала начальных школ и 2 филиала основных школ); 1 основную общеобразовательную школу; 2 учреждения дополнительного образования.
Дошкольное образование. Предусмотрено увеличение численности детей, посещающих дошкольные учреждения. В районе есть группа кратковременного пребывания детей при Южно-Енисейской СОШ, которую посещают 15 детей предшкольного возраста. Планируемые меры по снижению очередности: реконструкция площадей детского сада «Золотой петушок» в Новоангарске (20 мест); реконструкция здания детского сада в с. Рыбном (10 мест); капитальный ремонт бывшего здания детского дома для детского сада «Колобок» в п. Раздолинске на 95 мест.
Образование и дополнительное образование
С 2009 года сдача ЕГЭ в районе вошла в штатный режим. Всем выпускникам предоставляется возможность сдачи ЕГЭ по всем предметам.
В муниципальной системе образования района два учреждения дополнительного образования детей. В спортивной школе занимается 402 учащихся (21 % от общего числа школьников), в Центре внешкольной работы - 906 учащихся (45 % от общего числа школьников).
В объединениях разной образовательной направленности на базе школ занимается 1240 школьников. В шести образовательных учреждениях созданы физкультурно-спортивные клубы (ФСК), которые посещает 522 учащихся (26,1 %). Количество занимающихся в секциях на базе образовательных учреждений при отсутствии ФСК – 269 человек. Дополнительным образованием охвачено в общеобразовательных учреждениях 76 % детей, в учреждениях дополнительного образования – 65,3 %.
В 2011-2012 годах планируется изготовление проектно-сметной документации на строительство спортивного зала Новоангарской СОШ.
Анализ эффективности использования ресурсов в системе образования
В связи с изменениями в законодательстве контролирующие органы предъявляют новые требования, что создает проблемы, так как большая часть зданий в деревянном исполнении и построена без учета предъявляемых сегодня требований. В связи с этим приняты районные целевые программы «Дети», «Капитальный ремонт образовательных учреждений», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» на 2010-2012 гг., позволяющие устранять замечания контролирующих органов и предоставлять доступное качественное образование.
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ
Обеспеченность жильем в Мотыгинском районе на среднем уровне (23,4 кв. м на человека). В 2010 году темп роста жилищного строительства, исходя из показателя по вводу в эксплуатацию, снизился по отношению к 2009 году на 62 % (в 2009 – 2035 кв. м, в 2010 - 784,4 кв. м). Однако наблюдается тенденция к увеличению индивидуального жилищного строительства.
С целью обеспеченности жильем граждан на территории района действуют долгосрочные программы, направленные на улучшение жилищных условий. По программе «Молодая семья» в 2010 году восемь семей получили сертификаты на приобретение жилья и купили квартиры в поселках района. По программе «Дом» на 2010-2012 годы начато строительство 8-квартирного жилого дома в Мотыгино, в 2011 году начнется строительство 16-квартирного жилого дома в Новоангарске, цель программы - переселение граждан из аварийных жилых домов.
Программу «Север на Юг» также можно считать способствующей увеличению показателя по обеспеченности жильем, т.к. жилые квартиры передаются в собственность администрациям поселений, после чего предоставляются нуждающимся гражданам.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
На территории района - 12 спортивных залов, 20 плоскостных сооружений, 3 лыжных базы. В 2010 году зарегистрировано 2170 человек, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в 2009 г. было меньше на 151). Положительная динамика обусловлена увеличением количества спортивно-массовых мероприятий на территории района. Формируется программа «Развитие физической культуры и спорта на территории Мотыгинского района на 2011-2013 годы». В январе 2011 года начал работу Молодежный центр Мотыгинского района, в штате которого есть специалист по физической культуре и спорту. С 2011 года проводится ежегодная Спартакиада трудовых коллективов Мотыгинского района, участниками которой являются как производственные коллективы, так и коллективы бюджетной сферы.
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Бюджетная политика, проводимая администрацией района, носила антикризисный характер. Сегодня можно сказать, что ключевые задачи антикризисной политики и антикризисного управления в целом выполнены. Мотыгинскому району удалось сохранить социальную стабильность, выполнить принимаемые обязательства. В экономике района проявились определенные позитивные тенденции. На смену антикризисной политике приходит политика постепенного восстановления экономики. Доля расходов бюджета района, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета района в 2010 году составила 3,3 %, в 2009 году составляла 2,2 %, в 2011 году составит 18,54 %.
Экономическая ситуация в районе за прошедший год заметно изменилась. Основная отрасль экономики – горнодобывающая. Собственные доходы районного бюджета формируются в основном из налогов горнодобывающих и обрабатывающих предприятий.