Планирование копейку бережет
7 сентября в Мотыгино были проведены публичные слушания по двум вопросам: о внесении изменений и дополнений в Устав Мотыгинского района (докладчик - и.о. главы района В. Д. Федюкина) и об исполнении бюджета района за 2010 год (докладчик - глава администрации района А. Ю. Терещенко, на снимке). На слушаниях были депутаты, представители администраций, руководители учреждений.
По первому вопросу поступило несколько замечаний и предложений, которые зафиксированы в протоколе слушаний и будут обсуждаться на сессии райсовета. Депутатские комиссии по законности, местному самоуправлению и охране прав потребителей и по бюджету, финансам и муниципальной собственности с участием других депутатов 29 июля обсудили предлагаемые дополнения и изменения в Устав. Часть корректировки обусловлена внесением изменений в законодательные акты России и края.
С докладом по предложениям и изменениям в Устав выступил председатель комиссии по законности В. Г. КОРОБЕЙНИКОВ. Депутаты отклонили предложение главы района о назначении председателем бюджетной комиссии заместителя председателя райсовета как нарушающее их права. Депутаты сами решают, в какой комиссии они будут работать, затем они собираются и выбирают из состава этой комиссии председателя, заместителя и секретаря. Председатель утверждается на сессии. Два депутата в райсовете трудятся на постоянной основе – председатель и его заместитель. Вся работа ложится на заместителя, и если он возглавит только одну комиссию, выходит, другими комиссиями заниматься не будет.
В. Г. Коробейников также сообщил, что на комиссии обсуждали вопрос о компенсации расходов депутатам при выезде в районный центр для осуществления депутатской деятельности. На это замечание В. Д. Федюкина ответила, что средства на расходы по проезду депутатов в бюджете заложены, но сами депутаты должны предъявлять билеты и другие расходные документы, все будет оплачено.
Он проинформировал, что комиссии признали нецелесообразной поправку по пункту 6.1 Устава, согласно которой глава района может давать поручение, требующее незамедлительного исполнения органами местного самоуправления, потому что глава района не имеет права вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность администрации района и ее структурных звеньев. Зам. председателя райсовета В. Д. Федюкина апеллировала тем, что глава района является высшим должностным лицом и возглавляет комиссию по ЧС, поэтому поправка в Устав вносилась для того, чтобы в чрезвычайных ситуациях глава давал поручения, требующие незамедлительного исполнения.
Серьезное обсуждение вызвал пункт 3 статьи 42 Устава: первый заместитель главы администрации района назначается на должность главой администрации района по согласованию с районным Советом. Комиссия не поддержала это предложение. Вопрос решили вынести на сессию. На это замечание В. Д. Федюкина также высказала свое мнение: никто не отнимает право у главы администрации назначать первого заместителя, но представить его районному Совету надо в связи с тем, что глава администрации часто уезжает в командировки и руководителем за него остается первый заместитель. Ничего нет зазорного в том, что эта кандидатура будет обсуждаться на сессии районного Совета депутатов.
Депутат А. В. КУЗЬМИН предложил при разработке документа о возмещении расходов за депутатскую внести оплату с учетом постоянного присутствия на всех заседаниях райсовета.
Все внесенные поправки были вынесены на рейтинговое голосование слушателей, результаты которого зафиксированы в резолюции.
На слушаниях рекомендовано принять проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав района, а депутатам райсовета – провести работу по замечаниям и предложениям и вынести их на рассмотрение очередной сессии. На сессии депутаты по каждой строчке внесенных в Устав изменений будут голосовать отдельно.
По второму вопросу выступил глава администрации района А. Ю. ТЕРЕЩЕНКО.
Он кратко доложил об исполнении бюджета за 2010 год с демонстрацией слайдов о состоянии финансовых дел в районе в 2010 году, а потом ответил на вопросы присутствующих.
Глава Мотыгино П. А. Сипкин: какая сумма из 654 млн. рублей идет на ЖКХ?
Этот вопрос вызвал обсуждение, присутствующие констатировали, что в финансировании всех бюджетных учреждений доля ЖКХ составляет значительную часть.
На вопрос, касающийся возврата кредитов, предоставляемых из бюджета муниципального образования, который составил более миллиона рублей, глава администрации района ответил, что часть кредитов погашена предприятиями, а часть задолженности предприятий, которые прекратили свое существование, подлежит списанию. Этот вопрос о списании выносится на каждую сессию депутатов районного Совета.
Депутат С. В. Карарь: Прорабатывался ли вопрос о возврате средств совместно с прокуратурой и другими надзорными органами в том плане, что были случаи, когда предприятие, взявшее финансы в долг, меняло учредителя и название, таким образом пытаясь уйти от возврата долга?
- Да, в этом вопросе мы начале работать с июля. Но долги пятилетней давности уже невозможно вернуть. Пытаемся вернуть долги, срок давности по которым не истек и по которым собраны документы.
У присутствующих возник вопрос: доходы Кирсантьевского сельсовета больше, чем в других за счет возмещения расходов на топливо для снабжения дизельных электростанций. А когда Бурный и Кирсантьево оставались без дизтоплива для ДЭС, получил ли выделенные средства поставщик топлива?
- Нет, средства в размере почти двух миллионов рублей вернулись в край.
А. Ю. Терещенко проинформировал о тех краевых и районных программах, которые действовали в районе в 2010 году и которые были объединены.
Депутат С. В. Карарь задала несколько вопросов, касающихся формирования и планирования доходной части бюджета в 2010 году.
Глава администрации признал, что упущения были и в бюджете 2011 года, они исправлены. Трудность состоит в том, что сложно получить информацию из налоговых органов о налогоплательщиках, находящихся на территории нашего района.
Депутат В. Г. Коробейников: Расходы на ЖКХ составляют большую цифру, у района есть угольное месторождение, но, тем не менее, уголь нам продается по цене выше, чем в другие районы. Не пыталась администрация договориться в этом вопросе о снижении цены на уголь?
- Мы выходили на краевую администрацию, обсуждали этот вопрос с депутатом Заксобрания А. А. Симановским и полномочным представителем губернатора в районе, отправляли письма в ЗАО «ЗДК Полюс», но ответа пока нет. Возможно, выход будет, когда начнет работать карьер Листвяжный-2, собственник уже зашел в район и намерен начать разработку в следующем году. Но тарифы на уголь, скорее всего, не уменьшатся.
Вопрос: В 2010 году, как показала проверка финансово-контрольного органа, было превышение фонда оплаты труда в большинстве бюджетных учреждений, кроме трех, а также в администрации района. Откуда брали средства на увеличение заработной платы и почему это повышение не согласовывалось на сессии депутатами райсовета? Возможно, контрольному органу и депутатам предоставлена неверная информация, либо перерасход имел место быть при переносе средств с одной статьи на другую, что по закону недопустимо.
- Превышение фонда зарплаты действительно было, но это произошло в связи с изменением структуры администрации и сокращением штатов в администрации района на 8 человек.
Глава администрации района дал поручение специалистам финансово-экономического управления подготовить информацию по перерасходу фонда оплаты труда.
Участники слушаний пожелали ФЭУ ответственней относиться к планированию и контролю за исполнением бюджета района.
По мнению депутата Н. И. Макарычева, жители района должны знать, как используются народные деньги. Он оценил работу депутатского корпуса и исполнительной власти как неудовлетворительную, но в тоже время заметил, что настоящий состав депутатов и исполнительной власти работает только полгода, поэтому в формировании бюджета не участвовали. Тем не менее, 70 миллионов бюджетных средств не было освоено, они перешли на следующий год. Но при формировании бюджета на следующий год это надо учесть в планах. Каждую копейку надо учесть и распределить с пользой, хотя это и трудно. Практически никто не занимался мониторингом исполнения бюджета, все шло стихийно и бюджетный процесс был неуправляемым, поэтому не удалось уложиться в фонд оплаты труда, утвержденный сессией районного Совета депутатов. Депутат предложил раз в квартал проводить оценку результативности исполнения бюджета по каждому бюджетному учреждению.
А. Ю. Терещенко, глава администрации района не согласился с оценкой Н. И. Макарычева. Он пояснил, что доходы бюджета района в прошлом году значительно выросли. Исполнение бюджета в 2009 году составило 95,7 процента, в 2010 - 98,5 процента. За счет 70 млн. рублей, которые поступили в казну в конце года, сделали ремонты в учреждениях здравоохранения, образования, культуры.
Депутат Г. И. Ельсикова поддержала А. Ю. Терещенко и подтвердила, что исполнение бюджета в этом году шло действительно тяжело, что связано не только с новым составом депутатов, но и с отсутствием опыта у руководителей учреждений в торгах, строительстве, ремонтах; не хватает специалистов, которые контролировали бы все эти процессы. Исполнение бюджета, по мнению депутата, было нормальным. Г. И. Ельсикова подчеркнула, что планирование должно быть на первом месте. Все службы должны работать на доходную часть бюджета. Она предложила на сессии принять исполнение бюджета за 2010 год.
Депутат С. В. Карарь пояснила, что планировать бюджет в настоящее время на основании прогнозов и информации, предоставленной предприятиями, очень сложно. Она предложила усилить надзор за планированием и исполнением бюджета. Депутаты намерены принять активное участие в формировании бюджета на следующий год, а также контролировать ход бюджетного процесса.
Завершая слушания, В. Д. Федюкина зачитала резолюцию, в которой участники публичных слушаний рекомендуют районному Совету депутатов принять к рассмотрению отчет об исполнении районного бюджета за 2010 год.
Наталья МОРОЗОВА