Денег много не бывает
В повестку последней сессии райсовета, вел которую глава района В. А. Функ, было включено 16 вопросов, подготовленных заранее, и три срочных: о флаге, о гербе Мотыгинского района и о закрытии Чистяковского ФАПа.
Будет новый герб района
Флаг и герб района представлял председатель комиссии по законности, правопорядку и защите прав потребителей В. Г. Коробейников. Он сообщил, что много лет назад в районе была утверждена символика (смотрите первую страницу газеты, у заголовка). Сейчас по рекомендации союза геральдистов предложены варианты герба и флага. По мнению комиссии, вопрос о символике можно вынести на сессию, личное мнение – отложить, обсудить с общественностью.
Зам. председателя райсовета В. Д. Федюкина пояснила, что проекты разработаны союзом геральдистов России, прежний символ района не может быть утвержден в качестве герба, т.к. согласно законам геральдики ограничено количество используемых цветов и фигур. Документы и рисунки были направлены на рассмотрение депутатам, им нужно было выразить свое отношение к предложенным вариантам, поступило всего три ответа, все – одного варианта.
Глава района В.А. Функ завершил обсуждение: «Первый герб мы нарисовали 15 лет назад, но он не соответствует требованиям геральдики. Поскольку от нас требуют принять символику района, предлагаю утвердить предложенный вариант». При трех воздержавшихся решение было принято.
Прощай, ФАП. Здравствуй, хозяйство
Закрыть ФАП в Чистяках предложило руководство ЦРБ, мотивируя тем, что здание не пройдет лицензирование, а фельдшер уволилась, отказавшись проходить повышение квалификации. Жителей Чистяков будут лечить врачи из Первомайской участковой больницы.
Решение давалось трудно. Депутатов волновало, что сделало руководство ЦРБ для того, чтобы фельдшер прошла обучение, или найти ей замену (А. В. Кузьмин), как будут добираться врачи из Первомайска (В. Г. Коробейников), сколько нужно средств на ремонт ФАПа (С. В. Карарь), куда пойдут деньги, заложенные на финансирование ФАПа (Г. И. Ельсикова). В. Г. Коробейников подчеркнул: «Не о том говорим! Надо думать, как будут оказывать помощь жителям. Чистяки – официально признанная труднодоступная территория. «Скорая помощь» туда не проедет ни зимой – официальной переправы нет, ни летом – транспорт не ходит». Он предложил проект отклонить, ФАП оставить.
Зам. главврача ЦРБ Л. А. Шишкина пояснила, что фельдшер в Чистяках уволилась добровольно, в поселке осталось всего 32 человека, там создано вместо медучреждения домовое хозяйство, ему передана аптечка первой помощи, которая будет пополняться бесплатно по необходимости. Хозяйство обеспечено средствами связи (таксофон). На подготовку ФАПа к лицензированию нужно восемь млн. рублей. Это пояснение оказалось решающим – и большинством голосов ФАП в Чистяках решили закрыть.
Запнулись на Уставе
в очередной раз депутаты райсовета. Поправки, внесенные по протесту прокурора в связи с изменением законодательства, вопросов ни у кого не вызвали, причем присутствовавший на сессии прокурор района А. И. Зборщик предложил впредь изменения в Устав района по его требованию рассматривать отдельно от прочих новаций.
Депутаты отклонили поправку, согласно которой заместитель председателя райсовета, работающий на постоянной основе, одновременно является председателем комиссии по бюджету, финансам и муниципальной собственности. Одни увидели в этом нарушение права любого члена комиссии стать ее председателем, другие решили, что это попытка «свергнуть» нынешнего председателя комиссии – председателя фракции «ЕР» в райсовете депутата С.В. Карарь, и даже напоминание о том, что изменения в устав вступят в действие только для следующего созыва, не изменили их мнение.
Выслушав возражение комиссии по законности по поводу поправки главы района о наделении его в рамках собственной компетенции правом давать поручения, требующие незамедлительного исполнения органами местного самоуправления, глава района В. А. Функ снял это предложение с обсуждения, заметив при этом, что «при необходимости и так компетенции хватит». Действительно, в ст. 37 Устава района сказано, что глава «обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края» - и для этого, согласно уставу района, издает распоряжения и постановления.
Очередная дискуссия разгорелась на попытке унифицировать районное законодательство с краевым. Так, в п. 3 ст. 98 Устава края записано: «Первый заместитель Губернатора края — председатель Правительства края, первый заместитель Губернатора края — руководитель Администрации Губернатора края, министр края, осуществляющий государственное управление в области экономического развития, министр края, осуществляющий государственное управление в области финансов, заместители председателя Правительства края, координирующие деятельность указанных министров края, назначаются на должность Губернатором края по согласованию с Законодательным Собранием края». Причем, если кандидаты согласование не пройдут, то губернатор края должен внести другую кандидатуру, но при этом одна и та же не может вноситься на согласование более двух раз. Кто внимательно читает «Ангарку», тот знаком с краевых страниц с тем, как проходит эта процедура в Законодательном Собрании, что при этом интересует депутатов, какие напутствия они дают руководителям исполнительной власти края…
Разработчики проекта устава района решили посягнуть на согласование кандидатуры только первого заместителя главы администрации района. Предложение не прошло. Отклонить его рекомендовали две комиссии (В.Г. Коробейников, С.В. Карарь), увидев в этом не исполнение депутатами своих полномочий, а рычаг давления главы района на главу администрации района.
Подробно изложил свою позицию по всем трем поправкам, ставшим предметом обсуждения, депутат А. В. Кузьмин. Он напомнил, что в рамках полномочий глава может издать распоряжение, которое обязательно для исполнения всеми от главы администрации района; распорядится исполнить в течение пятнадцати минут – и должны будут исполнить. Если первого заместителя принимать на работу согласно действующему законодательству - по конкурсу, тогда конкурсная комиссия, в состав которой могут входить депутаты, выберет достойного. Он также выступил против обязательного совмещения поста председателя бюджетной комиссии и должности зам. председателя райсовета.
У приглашенных сложилось впечатление, которым они поделились в перерыве заседания, что депутатам кто-то внушил мысль о существовании разногласий между властью исполнительной и законодательной. Один депутат так и сказал в своем выступлении: «Основной документ района – устав, он не предусматривает взаимоотношения физических лиц, а определяет действия органов управления районом сегодня и в будущем. Подоплека понятна всем, но я не хочу участвовать в подоплеках. Лобовые столкновения в сегодняшней ситуации надо исключить».
Денег много не бывает
Об исполнении районного бюджета в 2010 году на сессии доложил глава администрации района А. Ю. Терещенко. Он констатировал, что в экономике района появились позитивные тенденции, и депутаты также с удовлетворением отметили рост собственных доходов в бюджете. Правда, этому район обязан в основном Горевскому ГОКу и Новоангарскому НОКу.
Примечательно, что в этом году у депутатов впервые не возникло вопросов, которые обсуждались в предыдущие годы, – о расходовании средств; все внимание они сконцентрировали на механизмах взаимодействия органов управления.
На слушаниях по исполнению бюджета района, в которых принимали участие и депутаты райсовета, финансовому управлению были даны поручения – об этом напомнила председатель бюджетной комиссии С. В. Карарь и потребовала отчета. Представитель ФЭУ дала пояснения по поводу несоответствия плановых показателей и фактического исполнения, превышения фонда зарплаты и по другим вопросам.
Депутат Н. И. Макарычев подчеркнул важность подведения итогов исполнения бюджета – еще и для того, чтобы отмеченные ошибки не допускать впредь. Он назвал бюджет 2010 г. бюджетом выживания - живем на том, что было создано ранее, пытаясь залатать то, что ветшает. Формирование бюджета идет «с потолка», по прошлому году. Нет анализа, прогноза, законодательство не позволяет получить оперативную информацию от предприятий, которые работают в районе.
Депутат С. В. Карарь потребовала от администрации района доработать положение о бюджетном процессе как единый документ для всех участников бюджетного процесса, в котором должны быть предусмотрены сроки разработки, согласования, контроля бюджета (это депутаты внесли в решение), а также усилить контроль за фондом оплаты труда.
Депутат В. Г. Коробейников (на снимке) тоже дал пояснение, что должно быть прописано в бюджетном процессе, чтобы меньше было вопросов, споров и «хотелок» на сессиях, и подчеркнул: надо добиться эффективности использования бюджетных средств. Например, почти треть бюджета района идет через бюджетные организации на оплату услуг ЖКХ, значит, задача главы района и главы администрации – добиться снижения цены на кокуйский уголь, который добывают у нас в районе, но он уже дороже черногорского; несмотря на ежегодные вливания средств в отопление больницы в Первомайске, там по-прежнему зима проходит с калориферами – и никто не несет персональной ответственности за неэффективно потраченные деньги. Он также предложил исполнительной власти района провести анализ тарифов теплоснабжающих организаций, выделить в них составляющую на ремонты и контролировать их исполнение.
Депутат Т. П. Дзгоев дал положительную оценку исполнения бюджета, поблагодарил депутатов за поддержку социальных объектов Новоангарска и предложил разработать программы развития поселений, которые станут основой бюджетов следующих лет, потому что доходы есть, а на что тратить – решения принимаются спонтанно. Наличие перспективной программы позволит своевременно выделять средства на подготовку к зиме, а не так, как сейчас – в июле, а то и в августе. Пока торги, разбор разногласий – и время уходит.
Глава района В. А. Функ в своем выступлении остановился на актуальных проблемах района, напомнил, что в своем бюджетном послании на 2011 год он поставил конкретные задачи ряду руководителей, в том числе и главе Новоангарска, о подготовке программы социально-экономического развития территории.
- Я могу приехать к вам и написать программу, - сказал он, - но это будет мое видение задач территории, а мне хочется, чтобы в подготовке этого документа участвовали исполнительная и законодательная власть поселка, руководители предприятий и учреждений социальной сферы, общественность.
Обращаясь к главе администрации района А. Ю. Терещенко, глава района подчеркнул, что команда работала неплохо, исполнение бюджета надо утвердить, а на перспективу – усилить работу с малым бизнесом, который не только обеспечит занятость населения, но и даст дополнительные доходы в бюджет; продолжить работу по земельному контролю.
Посчитали - утвердили
Сумму корректировки бюджета 2011 года депутаты на калькуляторах (у кого были с собой) высчитывали на сессии, потому что, по словам представлявшего изменения в бюджет главы администрации района А. Ю. Терещенко, накануне и в день проведения сессии поступили новые документы по увеличению доходов, а те, кому предполагали увеличить расходы, не предоставили своевременно подтверждающие материалы (сметы, паспорта и имущество и другие).
Кстати, некоторые депутаты удивлялись тому, как Андрей Юрьевич на память перечислял суммы корректировки по учреждениям, по поселениям, но потом вспомнили, что он по первому образованию – экономист. «Ну, молодец, смотри, как цифры сыпет без бумажки, и четко!» - выхватил чей-то голос из зала мой диктофон.
С сожалением глава администрации констатировал, что не все, кому выделяют деньги, их осваивают, средства приходится перераспределять. Денег много не бывает – их надо пускать в дело.
После кратких пояснений – почему такие суммы и почему их дают тем, а не другим, – корректировку бюджета утвердили (при трех воздержавшихся).
На сессии также рассмотрен
план мероприятий по приватизации муниципального имущества на 2011 год, заслушан отчет заместителя главы администрации района по ГО, ЧС и жизнеобеспечению В. Н. Щетинина о работе в 2010 году, внесены изменения в ранее принятые решения об оплате труда депутатов, о земельном налоге, о контрольном органе и другие.
По формальным основаниям (нет расшифровки слова) депутаты отклонили предложенный проект «Правил депутатской этики в Мотыгинском районном Совете депутатов». Интересный, кстати, документ, обязывающий…
Галина Игнатьева
Фото Радмилы Конобеевой