Ответственная безответственность
Ушел в «лету» 2011 год. А новогодние продолжительные каникулы многим россиянам дали возможность осмыслить, каким он был. Так как новогодний праздник у нас, россиян, в большинстве случаев все таки семейный, то и звучавшие тосты, в преддверии нового года, в основном, укладывались в крылатую фразу: «Давайте возьмем из уходящего года только самое хорошее» (небольшая пауза) - и начинались перечисления наших пожеланий: успехов в работе, здоровья… И, конечно же, чтобы все эти жизненные вопросы совпадали с нашими возможностями в новом 2012 году.
В 2011 году в ряду хороших (иногда и не очень хороших) дел мы с вами приняли участие в выборах в Государственную Думу РФ, Законодательное Собрание Красноярского края, а некоторые регионы - и в выборах в органы местного самоуправления. Таким образом, мы определили на предстоящие шесть лет политическую элиту органов высшей власти.
А те, кто внимательно следил за экономическими вопросами развития нашей страны, края, нашего района, наших поселков, имели возможность познакомиться с бюджетами на 2012 г. и плановый период 2013 - 2014 гг. Таким образом, в конце уходящего года на сессиях разных уровней был принят к руководству и исполнению один из важных финансовых документов на последующие три года - бюджет.
К числу значимых вопросов можно отнести и публичные слушания «О программе социально-экономического развития Мотыгинского района на 2011-2020 гг.».
Думаю, выражу общее мнение, что в уходящем 2011 году каждый россиянин, красноярец, мотыгинец мысленно уже начал готовиться к выборам Президента РФ, которые состоятся 4 марта 2012 года.
Можно было бы вспомнить и осмыслить ещё ряд других значимых фактов и событий, но я остановлюсь пока на этих и в вышепредложенной последовательности.
Выборы в Государственную Думу и Законодательное Собрание. То, что они состоялись - это факт. То, что около 40% избирателей не захотели исполнить свой гражданский долг - это тоже факт. То, что партия власти «Единая Россия» получила большинство голосов как в Госдуму, так и в Законодательное Собрание края - факт. Необратим и тот факт, что избиратели Мотыгинского района вошли в первую пятерку лидеров среди районов края, отдавших большее количество голосов «Единой России» - 45,55%, тем самым перешагнув краевые показатели почти на 9%.
Фактом является и то, что наш протестный электорат ни 5 декабря, после выборов, ни в другие числа уходящего года участия в протестных акциях «за честные выборы» не принимал. Вместе с тем, гнев и возмущение выборами, запятнанными многочисленными нарушениями, увидели и услышали ВСЕ - «…от Москвы, до самых до окраин». За всех говорить не могу, а мне, как депутату районного Совета от коммунистической партии, весьма не безразлично, что наша партия от жителей нашего района получила вотум доверия только 16,44% (для сравнения: Боготольский, Енисейский, Краснотуранский, Минусинский районы - более 30%; Дивногорский, Лесосибирский, Бородинский - более 28%; Богучанский - более 20%).
Пенять здесь на электорат неуместно. Искать и находить причины нужно только в нас самих. Поэтому после подведения итогов состоялось расширенное заседание бюро районного комитета КПРФ, на котором шел серьезный разговор. Членам бюро райкома КПРФ: Шемец В.П. - секретарю Мотыгинского отделения, Пази А.А. - секретарю первичного отделения п. Мотыгино, Малиновскому А.С., Макарычеву Н.И., Анонен В.И. и другим коммунистам указано более ответственно решать поставленные задачи во внутрипартийной деятельности. Активнее использовать связь с населением, партийным активом, сторонниками нашей партии.
В декабрьской выборной кампании мне, как депутату, пришлось в ходе встреч выслушать много критических замечаний в адрес КПРФ. В основном, это были честные и справедливые замечания, в том числе и требования к Мотыгинскому отделению КПРФ. Даже в ходе теледебатов (которые были организованы, но не показаны по местному телевидению) члены партии «Единой России» также упрекнули нас в нашей «негласной» деятельности. Тут я хочу сделать небольшую ремарку. Трудности в партийной работе наверняка есть даже и у партии власти, но все они должны решаться усилиями самой партии и в рамках закона о партиях. Но вот уже около двух лет по разным причинам наше отделение КПРФ трижды выселяли из небольших комнатушек, и при этом всегда районные власти оставляли за собой право положительно решить эту проблему. Кстати, решение этого вопроса не противоречит закону о партиях, он даже обязывает органы власти оказывать содействие в решении таких проблем. Не подумайте, что отделение КПРФ не способно содержать небольшой скромный партийный офис. Уверяю, у нас есть средства на оплату аренды помещения, на оплату коммунальных услуг и даже на приобретение помещения в собственность. Последнее в п. Мотыгино, к сожалению, крайне сложно. На этом ремарку закончу…
Хотел бы я все-таки остановиться на «чистоте» прошедшей выборной кампании и ее грязных технологиях, в том числе и в нашем районе.
Немного о центральных СМИ. Равноценно предоставленная возможность, более или менее, была использована всеми партиями только на телеканале «Россия 1». «Первый канал» работал, в основном, на «Единую Россию». А вот кем были куплены телеканалы «5» и «НТВ», позволяющие господину Караулову нести мерзость и гадость в умы россиян на Коммунистическую партию РФ, председателя партии Г.А. Зюганова, Героя Социалистического Труда П.В. Романова, других уважаемых и заслуженных деятелей нашей страны, остается за кадром.
Наслушавшись таких бредней от господина Караулова, один из участников круглого стола на теледебатах (не показанных) так возмутился «персоной» Г.А. Зюганова, что не так просто было аргументированно пояснить товарищу, что эта мерзость (якобы Г.А. Зюганов связан с бандитским общаком) не что иное (как и другие высказывания), как плод нездорового воображения в голове Караулова. Используя наш доверительный менталитет к СМИ, особенно людей старшего поколения, думаю, какую-то часть избирателей Караулов ввел своими фальшивками в заблуждение.
О теледебатах. В теледебатах участвовали представители от КПРФ, «Единой России», ЛДПР, представители от общественности, где шел доверительный и весьма конструктивный разговор. Все высказывались за честное проведение выборов. Говорилось, что борьба должна хотя бы в нашем Мотыгинском районе проходить в рамках закона и избирательного права. Дело в том, что буквально накануне теледебатов мне, как депутату районного Совета, начали поступать заявления и телефонные звонки недовольных людей на некорректное поведение агитаторов «Единой России» (из Кулаково, Раздолинска, Мотыгино…). Я обратился к своим оппонентам с просьбой, чтобы они обратили внимание на обязанность корректного поведения своих представителей, задействованных на опросах - без всякого составления списков и других атрибутов в ходе беседы. Если бы на это было своевременно обращено внимание, массовых возмущений можно было бы избежать.
Не могу не остановиться и на таких фактах. Одно дело - когда руководитель высокого районного ранга, объезжая бюджетные учреждения и другие организации с призывом проявить гражданскую позицию в виде активной явки на выборы, но совершенно недопустимо, когда должностное лицо пытается вести агитацию за конкретные партии, или даже за конкретного кандидата. И совсем уж непорядок, когда в адрес несогласных этот руководитель высокого ранга выдвигает угрозы.
Не остался без внимания и эмоций такой факт, когда один из кандидатов в депутаты Законодательного Собрания края не очень корректно выразил свое отношение к Мотыгинской интеллигенции в белых халатах. Несмотря на убедительные доводы руководства района, что «гостя» поняли неправильно, пересуды в разных интерпретациях продолжают иметь место.
Еще один факт «честных» выборов. Последнюю неделю перед выборами сторонники нашей партии, наши агитаторы ждали от нас обещанные агитационные материалы о наших кандидатах в Госдуму РФ, в Законодательное Собрание края. Вот хронология этих ожиданий. 29 ноября - материалов нет. 30 ноября - материалов нет. 1, 2 декабря - нет агитационных материалов. И только 3 декабря в 17 часов на наш адрес поступили качественные, изготовленные в цветном варианте, дорогостоящие наглядные материалы. А в соответствии с законом о выборах, за сутки до их начала всякая агитационная деятельность запрещена. И здесь уместна фраза из сериала «Смерш»- «Картина маслом»…
В связи с данным фактом Мотыгинское отделение КПРФ приносит извинения нашим сторонникам, агитаторам за непредставление полной и интересной информации о наших кандидатах в представительные органы власти. По данному случаю идет (пока) служебное расследование.
О бюджете. На последней сессии райсовета в 2011 году было принято решение «О бюджете района на 2012 год и последующий период 2013-2014 гг.». Каким видится этот бюджет и каковы его отличия от бюджета 2011 года?
Нужно заметить, что принятый бюджет очень напряженный. Он предусматривает основы выполнения многих социальных обязательств района. Практически все социальные программы этот бюджет не приостанавливает, но, тем не менее, на протяжении ряда лет все наши бюджеты носят принцип выживания. Во всех наших принимаемых бюджетах в доходной их части напрочь отсутствуют подходы хоть какого-нибудь созидательного процесса. В краевом бюджете, в отличие от нашего, некоторые созидательные процессы на 2012 год предусматриваются.
К сожалению, приходится констатировать, что доходная и расходная части районного бюджета на 2012 год уменьшились к уровню 2011 года. Одна из причин существенного уменьшения доходов - процедура замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, якобы, дополнительными нормативами отчисления от налога на доходы физических лиц. Говоря простым языком, в 2012 году у нас в районе должно появиться в два раза больше дополнительных рабочих мест. Только в этом случае мы получим доходную часть бюджета в сумме 212161 тыс. рублей. Для сравнения: плановый показатель по этому налогу на 2011 год составлял 109589 тыс. рублей. Таким образом, мы заведомо завысили собственные доходы примерно на 100 млн. рублей, кроме того, в текущем году мы недополучим в бюджет 10% налога от предполагаемой прибыли организаций. Можно было еще много говорить, а иногда и спорить о нашей налогооблагаемой базе, о пополнении бюджета за счет других источников, но, к сожалению, практика этих процедур носит кулуарный характер и отдана, в основном, на откуп финансово-экономическому управлению.
Если бы к усилиям ФЭУ более предметно приложить знания специалистов исполнительной власти, результаты при формировании бюджета были бы более понятны и объективны. Думаю, и районный Совет депутатов, постоянная комиссия по бюджету не остались бы вне поля деятельности при подготовке бюджетных посланий. Тем более, что в планах работы районного Совета эти и другие вопросы предусмотрены.
К сожалению, до настоящего времени исполнительная власть не хочет раскрывать свои «секреты» перед депутатами о своей деятельности. На вопрос многих избирателей нашего района, почему я не голосовал за бюджет 2012 года, отвечаю:
Первое. Как уже говорил, доходная часть бюджета 2012 года не предусматривает созидательный характер в жизнедеятельности нашего района.
Второе. Базовые показатели доходной и расходной частей меньше показателей даже 2011 года.
Третье. Собственные доходы не соответствуют нашим реалиям в части налога на доходы физических лиц.
Четвертое. Безвозмездное поступление (фонд финансовой поддержки) в результате манипуляции, замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, уменьшилось примерно на 200 млн. рублей.
Пятое. Несмотря на инфляционные процессы, низкие заработные платы бюджетных работников, бюджет предусматривает повышение заработной платы на 6.5% только с 1 октября 2012 года.
Шестое. Бюджет 2012 года не предусматривает решение вопросов водоснабжения, строительства полигона твердых бытовых отходов, решение коммунальных проблем...
Седьмое. Бюджет района не снижает рисков жизни населения в период межсезонья. Мизерные средства, заложенные в бюджет, не позволяют в этот период задействовать авиацию для перевозки пассажиров Мотыгино в Красноярск, исключив из транспортной схемы катер на воздушной подушке («Хивус»).
Восьмое. Отсутствие внятной политики по капитальному ремонту муниципального жилья, объектов социального назначения, тепловых сетей, водопроводов, водозаборных сооружений отодвигает процесс изыскания средств на эти цели.
Девятое. Без комментариев - бюджет 2012 года «смеется» над спортом и молодежной политикой.
О программе социально экономического развития Мотыгинского района на 2011-2012 годы
Долгосрочная программа социально-экономического развития - очень важный и нужный документ, который должен отражать наши дальнейшие планы на будущее нашего района, нас самих, наших детей и даже внуков.
Поскольку вопрос вынесен на открытое обсуждение, этот факт говорит о том, что мы с вами думаем о завтрашнем дне. На этом мой оптимизм в части предложенной нам программы заканчивается. Я не уверен в том, что такой объемный материал, выложенный на районном сайте в сети Интернет, был осилен большей частью нашего населения. Присутствующие и участвующие в слушаниях жители района, депутаты районного Совета, депутаты поселковых Советов, руководители организаций вряд ли могли в представленной программе усмотреть мотив развития нашего района на ближайшие 9-10 лет. Показанные расчеты и схемы деятельности предприятий добывающих отраслей с незначительным увеличением рабочих мест никак не воодушевили, по крайней мере меня, нести программу в массы.
Думаю, и остальные участники слушаний поняли, что расклад возможных полученных средств, которые будут поступать в казну района, не могут позволить планомерно и поступательно восполнить изношенные и морально устаревшие объекты социальной инфраструктуры. Один предполагаемый жилой дом, заложенный в программу на 10 лет, конечно же, погоду не сделает. Но даже в этой никудышной ситуации все-таки можно было бы в пределах реального времени немного и помечтать. Ну, а затем с этими продуманными намерениями идти в верхние эшелоны представительных и исполнительных органов власти. А если учесть, что предложенные намерения будут поддержаны населением, избирателями района, - уверен, мы будем услышаны.
Двадцать лет назад ситуация в районе не была такой патовой как сейчас, и тем не менее партийные, советские органы, профсоюзные, комсомольские организации, жители поселков в течение года разработали и представили на суд общественности программу «Слово и Дело». С этой программой первый секретарь Мотыгинского райкома КПСС Анатолий Ахмедзянов, со своим напористым характером, не идя ни на какие компромиссы, заставил всех краевых чиновников прибыть в п. Мотыгино на три установленных по срокам совместные встречи, с целью внедрения программы «СЛОВО и ДЕЛО» в нашу реальную жизнь. Сама Программа была ясная, понятная для каждого жителя и разместилась на одном листе формата А4 (вместо сегодняшних многих страниц). Нужно отметить, что процентов на 80 программа была реализована.
Еще бы года полтора, и многие районные проблемы, в том числе и дня сегодняшнего, были бы решены, но…
На слушаниях я озвучил свои критические замечания и свое решение: если данный вариант программы дойдет до сессии райсовета, я за нее голосовать не буду. Из зала прозвучал вопрос: дескать, критика - критикой, а где предложения?.. Тогда говорил и сейчас хочу сказать, что сегодняшняя налогооблагаемая база никогда не позволит нам обеспечить поступательное развитие нашего района, т. е, те налоги, которые поступают в наш бюджет, весьма мизерны. Мало того, что сама система распределения налогов носит уродливую форму, так мы еще и сами допускаем такие просчеты, теряя миллионы рублей, что порой и не знаешь, что и думать (списываем украденные кредиты, за бесценок продаем муниципальное имущество, необоснованно вкладываем средства в жилищно-коммунальное хозяйство, на полигон твердо-бытовых отходов, миллионы рублей проигрываем в арбитражных судах, огромные средства остаются не освоенными - до 70 миллионов рублей в 2010 году).
В ходе обсуждения коллега по райсовету сказал, что мы на нашем уровне ничего не решаем, в части распределения налогов все решается наверху, без нас, и не стоит сотрясать воздух… Но если мы «дружно» будем молчать и не высказывать свои предложения, возражения, тогда зачем нам было идти в депутаты?
Небольшая ремарка. Как же я «возгордился», когда буквально через неделю после наших слушаний премьер-министр Путин, Президент России публично на всех телеканалах России официально заявили: налоговую политику немедленно нужно менять. Налоги должны в первую очередь решать проблемы тех территорий, где они заработаны. На счет «возгордился», конечно, шутка, а в остальном - все правильно.
На слушаниях я также высказал и политическую позицию в части увеличения доходов в бюджет за счет возврата природных сырьевых ресурсов в народную собственность (государственную). До тех пор, пока кобальтом будет торговать Прохоров, залежами свинцово-цинковой руды, к примеру, Иванов, золотоносными запасами - Петров, ангарскими лесами - еще кто-то, следовательно, наш с вами удел так и останется, что к 2020 году мы построим согласно предложенной программе социально - экономического развития района только один жилой дом. Думаю, что такая «перспектива» нам не нужна.
Нужно ориентироваться на следующее. Дело в том, что при положительном решении вопроса о пересмотре налоговой политики в пользу территорий мы, как добывающий регион, можем рассчитывать на солидные поступления денежных средств, которые потребуется немедленно вкладывать в развитие нашего района. Сможем ли мы ими правильно и оперативно распорядиться? Ведь за последние двадцать лет построили всего два-три жилых дома, ни одной школы, ни одной больницы, ни одного детского сада… Мы, наверное, уже даже забыли, как это делать. На ремонтные работы вызываем «иностранцев». Прошу понять меня правильно: речь не идет о каких-то упрёках. К сожалению, это сегодняшнее «веление времени», поэтому я призываю всех нас уже сегодня начинать изучать и анализировать наши возможности, наш оставшийся потенциал на возрождение нашего района.
Район располагает хорошей базой профессиональной подготовки рабочих кадров - ПУ 103, производственными, техническими ресурсами, строительными материалами и другими возможностями.
25.01.2012 г.
Николай Макарычев,
депутат Мотыгинского районного Совета
от коммунистической партии РФ