Развитие пенсионной системы в РФ до 2030 года
В следующем году в стране начнется новый этап развития социальной политики, который связан с изменениями в пенсионной системе.
В мае этого года Президент РФ В. В. Путин издал Указ, касающийся реформирования пенсионной системы РФ с перспективой до 2030 года.
Указ широко обсуждался в общественности, и предварительным итогом этих обсуждений стала пресс-конференция в виде селекторного совещания с представителями общественности и СМИ городов и районов страны, которое состоялось 3 октября.
В селекторной конференции участвовали более 1000 представителей региональных и районных СМИ всех субъектов РФ. Также на совещании присутствовали представители Управления ПФР по Мотыгинскому району и представители районных СМИ.
В начале конференции выступил Андрей Пудов, cтатс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты РФ, а затем Антон Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда РФ.
Будет ли ожидаемое от новой стратегии повышение качества жизни граждан пожилого возраста? Об этом представители СМИ задали им множество вопросов, ответы на некоторые из них мы публикуем.
С более расширенной версией пресс-конференции, а также проектом Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, который разработали Министерство труда России и Пенсионный фонд РФ, можно ознакомиться на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).
Вопрос редактора отдела газеты «Хальмг унн», Республика Калмыкия:
- Зачем нужна очередная реформа, если пенсии и так повышаются? Нельзя ли поддерживать размер пенсии на приемлемом уровне при сохранении нынешней пенсионной системы?
А. ДРОЗДОВ:
- Действительно, бюджет на 2013-2015 годы предусматривает рост пенсий. Хочу сказать, что по сравнению с 2011 годом к 2015 году они вырастут чуть более чем на 45%. Будут индексироваться пособия, социальные выплаты. Но расчеты показывают, что если мы будем продолжать действовать в существующем правовом поле, то относительный уровень пенсии, в первую очередь, относительно зарплат, будет снижаться.
К 2030-му году это будет 25% заработной платы, к 2040-му еще меньше. Одна из причин – это недостаточность тарифа, то есть, источников, наличие большого количества льготных категорий. Необходимость повышения эффективности, реформирования накопительного компонента - именно эти меры заложены в стратегии.
Вопрос Д. Бугровицкой, Ивановская область, «Ивановская газета»:
- Почему нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя? И достаточно ли десяти лет, чтобы так строго судить о результатах?
А. ДРОЗДОВ:
- Существует мнение, что накопительная система действует еще достаточно короткий срок, и за десять лет нельзя сделать вывод о ее эффективности, тем более что на эти годы пришелся экономический кризис 2008 г.
Мы не отменяем накопительную систему. Мы переводим ее из чисто государственного публичного уровня в более гибкий корпоративный, добровольный формат. Как показал кризис, это позволяет более эффективно размещать пенсионные накопления и получать большую доходность.
Второй момент, что действительно, за десять лет, те, кто имел накопительную систему, они получили рост пенсий в два раза ниже, чем те, кто не имел накопительной составляющей.
То есть, если мы сравним лиц 1966-1967 года, то увидим, что уже к 2020 году у них будет за счет этого разница в назначенной пенсии. Мы не можем допустить, чтобы государственная пенсия была разная у людей, близких по возрасту.
Поэтому основным предложением является то, чтобы все-таки основами для того, чтобы формировать пенсию в размере 40% была солидарная система, а накопительная система должна быть дополнительной к этой системе.
Вопрос Л. Варданян, газета «Ставропольская правда»:
- Люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат?
А. ПУДОВ:
- Поскольку новое пенсионное правило будет в модели работать в первую очередь, для лиц, которые начали формировать свои пенсионные права, говоря проще, выходить на работу после 2002 года, как раз уже в рамках новой пенсионной системы. Поэтому их участие в солидарной системе в большем объеме страхового взноса позволит им уже иметь более реальную прибавку к пенсии... Плюс мы говорим о развитии корпоративного пенсионного обеспечения, где мы ставим как приоритетную задачу создание максимально возможных стимулов участия работодателя в ней… Но и рассматриваем возможность создания таких стимулов для всех средне- и высокодоходных групп населения, которые способны и могли бы участвовать своими платежами со своего заработка в данной системе.
Вопрос газеты «Налоговый вестник», Красноярский край:
- Каким образом определяется социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения, о котором идет речь в стратегии?
А. ПУДОВ:
- Когда мы говорим о социально приемлемом уровне пенсионного обеспечения, мы имеем в виду международные стандарты. В первую очередь речь идет о международной конвенции МОТ в качестве гарантии уровня пенсионного обеспечения для стран, которые ратифицировали данную конвенцию. Российская Федерация тоже стремится к тому, чтобы выйти на такой уровень в перспективе, тоже ратифицировать конвенцию, как раз там ставится вопрос о 40% коэффициенте замещения для основной когорты лиц, выходящих на пенсию.
Вопрос Е. Ищенко, Хабаровск, газета «Тихоокеанская звезда»:
- Наш президент несколько раз высказывался очень решительно против повышения пенсионного возраста. Но в новой концепции говорится: чтобы женщина получила пенсию в размере 40% от своей заработной платы, ей надо работать минимум 30 лет. А когда же она будет рожать и воспитывать детей? …Есть ли в подобном расчете некий скрытый способ увеличения пенсионного возраста?
А. ПУДОВ:
- Мы учитываем социально значимые периоды, которые являются сегодня нестраховыми. Напомню, период ухода матери за детьми или период службы в армии мы предполагаем сохранить, и при учете 40-летнего стажа они будут идти в стаж.
Кроме того, …пенсионная формула продолжает разрабатываться… Никакого здесь подтекста нет, но мы действительно видим в 40-летнем стаже выход на международные нормы… Это будет один из стимулов при сохранении действующего подхода к пенсионному возрасту. Выход на пенсию в более позднем возрасте будет реально давать более высокую прибавку к размеру пенсии.
Вопрос А. Габуевой, Кабардино-Балкария, газета «Кабардино-Балкарская правда»:
- Как можно стимулировать работодателей к формированию корпоративных пенсий, и какие гарантии, что работодатели действительно будут этим заниматься, особенно если речь о небольших организациях.
А. ПУДОВ:
- В первоочередном порядке основным стимулом для уплаты работодателем взносов в корпоративную пенсионную систему будет стимулирующая роль государства. Она заключается в том, что мы фактически будем предоставлять возможность вычета из обязательного платежа для работодателей, которые будут продолжать иметь рабочие места с вредными условиями…
Вторым стимулом для формирования корпоративных пенсионных систем мы видим в выборе самого застрахованного лица – формирование в полном объеме своих пенсионных прав в солидарной пенсионной системе или формирование пенсионных прав в рамках добровольной пенсионной системы…
Вопрос О. Айзенга, Челябинская область, газета «Челябинский рабочий»:
– Что ожидает программу софинансирования после принятия долгосрочной стратегии?
А. ДРОЗДОВ:
- Первое – пенсионные накопления останутся для тех, кто их уже накопил. Они будут даже увеличиваться, но уже в такой более свободной системе, которая не будет частью обязательной пенсионной системы. Соответственно мы говорим о том, что мы будем предлагать сохранять программу софинансирования, продолжать ее, но как стимулирование участия граждан в корпоративных и добровольных пенсионных системах. При этом следует изменить принцип. Сейчас софинансирование производится всем, вне зависимости от уровня дохода. Во всем мире такие программы действуют для тех, кто по каким-то причинам имеет средний или более низкий заработок и не может, например, позволить себе участвовать в программах для дополнительного увеличения своей пенсии. И в первую очередь, конечно, программа софинансирования (в 2013 году заканчивается срок вступления в программу) и дальше будет длиться для тех, кто в нее уже вступил.
Вопрос И. Бобыревой, Курская область, телеканал «Семь»:
- Скажите, будут ли пересматриваться списки вредных и опасных производств.
А. Дроздов:
- Списки пересматриваться не будут. Дело не в списках, а в аттестации рабочего места и вредности, которая существует на этих рабочих местах… Необходимо дать работодателям и представителям работников действенные механизмы аттестации рабочего места, чтобы можно было установить, действительно ли данное рабочее место является вредным, а профсоюзам иметь возможность обжаловать это решение, если они считают его несправедливым.
- Существуют ли механизмы контроля за обеспечением приемлемой доходности и гарантии сохранности пенсионных накоплений в управляющих компаниях и НПФ?
А. ДРОЗДОВ:
- Будет усиливаться контроль со стороны регулятора – Федеральной службы по финансовым рынкам. Такие меры направлены на то, чтобы сделать отчётность более прозрачной, контроль - более серьёзным. В том числе ставится вопрос, чтобы усовершенствовать организационно-правовую форму НПФ. Что касается накопительной системы, как части государственного пенсионного обеспечения. Проблема была в том, что гарантии государства за сохранность пенсионных накоплений до прошлого года не были прописаны нигде. Именно поэтому в прошлом году был принят закон «О финансировании пенсионных накоплений», и вы знаете, что с 1 июля текущего года ПФР принимает заявления и выплачивает пенсионные накопления...
- Предполагаемая схема предусматривает выплату 40% заработка в течение 20 лет, а если человек проживет на пенсии дольше — 21 год, 30 и т. д.?
А. ДРОЗДОВ:
- Это условный показатель, средний. Я хочу сказать, что пенсия у нас бессрочная, это закреплено законом, и здесь никаких изменений не предвидится. Сейчас, как вы знаете, законом установлен средний период продолжительности жизни на пенсии в размере 18 лет, статистически он выше, именно поэтому в следующем году этот период увеличивается до 19 лет, потом до 20 и будет приближаться к статистическому. Поэтому речь идет о том, что пенсия будет выплачиваться пожизненно, но средний период выплаты этой пенсии порядка 20 лет, поэтому эта цифра и названа.
- В Якутии женщина выходит на пенсию в 50 лет, а мужчина — в 55 лет. Предусматривает ли стратегия сохранение льгот по назначению досрочных пенсий с учетом стажа в районах Крайнего Севера, и будет ли Министерство труда пересматривать районные коэффициенты 1964 года?
А. ДРОЗДОВ:
- По северу в стратегии написана такая аккуратная формулировка о том, что решение данного вопроса будет связано с политикой государства по северу. Потому что льготы, которые были даны ранее федеральных коэффициентов, во-первых, распространяются не только на пенсию, но и на другие аспекты трудовой жизни, например, на зарплату, на иные льготы. Здесь государство должно будет определиться в политике Крайнего Севера: мы будем стимулировать переселение людей в эти районы, они должны будут там жить, или это будет только работа, только бизнес, и тогда люди будут приезжать, работать, а постоянным местом жительства будет другой регион. От этого и зависит политика стимулирования граждан, которые работают в районах Крайнего Севера и, соответственно, получают пенсию после того, как отработают в районах Крайнего Севера. В данном случае эти вопросы очень связаны, и мы не предопределяем решение этого вопроса, поэтому пока не будет этого решения, эти льготы остаются, и федеральные коэффициенты никто не планирует пересматривать.
- Период расчета пенсий по стратегии повышается до 252 месяцев, а каким образом будет осуществляться сам переход — сразу или постепенно? Не будут ли ущемлены в своих пенсионных правах работающие пенсионеры?
А. ДРОЗДОВ:
- Планируется, что в 2016 году у нас установится статистический возраст нахождения на пенсии, и он будет приниматься при расчете для назначения пенсии.
Что касается работающих пенсионеров, граждане, получающие среднюю низкую заработную плату, не должны быть лишены пенсии… Нужно, во-первых, стимулировать их, чтобы они работали — это в интересах государства — и поэтому в стратегии нет предложений о том, чтобы сразу же или медленно лишить граждан части пенсии или всей пенсии. Есть положение, что в среднесрочной перспективе, можно будет привязывать уровень дохода гражданина с некоторым ограничением по выплате пенсии, но это будет вводиться только для богатых — тех, кто имеет высокую заработную плату и при этом получает пенсию. Но для этого необходимо будет создавать механизм ежемесячного учета заработка, поэтому в среднесрочной перспективе мы пока не планируем введение такого механизма и не планируем его вообще для тех, кто получает среднюю и низкую заработную плату.
- Какой дальнейший порядок рассмотрения документа?
А. ДРОЗДОВ:
- Документ внесен президенту для изучения и для общественного обсуждения. Планируется, что в ближайшие два месяца он будет обсуждаться на площадке Открытого Правительства, на площадке Парламента, на площадке Общественной Палаты, в различных экспертных сообществах, на площадке трехсторонней комиссии. Планируется, что в этом году будут подготовлены законодательные акты и законопроекты, которые в конце года должны будут уже реализовываться. По крайней мере, такое поручение мы получили от президента.
После того, как эти законы будут разработаны, в следующем году, в период весенней сессии они будут обсуждаться в парламенте. Если они будут приняты, то введение этих законов будет осуществляться, скорее всего, с 2014 года.
Наталья МОРОЗОВА