Дороги в будущее
Мы уже сообщали о визите в Первомайск министра транспорта Красноярского края Сергея Васильевича Еремина и депутата Законодательного Собрания края Александра Алексеевича Симановского. Приезд столь высокой делегации на берега Тасеевой заслуживает особого внимания, тем более, что вопросы обсуждались значимые. Значимые не только для отдельно взятого поселения, но и для жителей всего района.
В этой статье мы расскажем о том, как решились вопросы, касающиеся непосредственно первомайцев. В следующем выпуске «АР» речь пойдет уже обо всем районе.
Итак, в пятницу, первого февраля, в Первомайске состоялась встреча вышеназванных должностных лиц с представителями депутатского корпуса и общественности этого поселения. От руководства района во встрече участвовал глава района Владимир Андреевич Функ. И поскольку вопрос касался дорожного строительства, то вполне логичным было присутствие Андрея Петровича Головинского, директора Мотыгинского филиала ГПКК «Лесосибирск-Автодор».
До начала встречи, дабы не терять время впустую, Владимир Андреевич посетил бюджетные учреждения Первомайска. Общаясь в неформальной обстановке с руководителями и работниками больницы, школы, детского сада, музыкальной школы, библиотеки и СДК, глава района получил ответы на интересующие его вопросы и ответил на вопросы собеседников.
Уже ближе к вечеру высокие гости, ехавшие к нам через Тасеевский район, прибыли в Первомайск. Встреча, проходившая в здании Первомайского сельсовета, началась сразу, без раскачки.
Главная проблема, которая волнует первомайцев – строительство объездной дороги вокруг поселка. Донести до жителей поселения информацию о том, какое решение принято по этому вопросу на краевом уровне, - вот что и стало основным побудительным мотивом визита.
Наверное, не всем в нашем районе известна и понятна острота, с которой стоит эта проблема перед Первомайском. С каждым годом возрастает интенсивность транспортного потока между районом и левобережной частью Енисея, а это не только Красноярск, но и Лесосибирск и другие крупные административные и экономические центры. Предприятия севера района увеличивают производство, и это добавляет количество автотранспорта, да и вообще оно растет год от года.
По сложившейся когда-то транспортной схеме весь этот «железный поток» протекает по центральным улицам Первомайска. Более того, водители стараются обогнать друг друга именно на широких улицах поселка. Это не только создает угрозу безопасности жителей, особенно для детей, главная беда – пыль. Первомайск и так расположен в песчаной местности, а постоянно несущийся транспорт, поднимающий тучи пыли, делает жизнь сельчан вообще невыносимой. Поливочные машины, чья задача - прибить пыль водой, не справляются с возложенной миссией. Вода впитывается, высыхает, и нескончаемая вереница автомобилей вновь поднимает пыль в воздух. Мало того, что мощности поливочных машин явно недостаточно, но они еще и элементарно не успевают обработать дороги на всей их протяженности.
Забегая вперед, скажу, что проблема с поливочными машинами, по обещанию краевых гостей и Андрея Петровича Головинского, будет решена. Обещано выделить дополнительные средства, что в конечном итоге должно привести к увеличению эффективности полива и к снижению концентрации пыли в воздухе…
В общем, проблема перезрела и давно требует своего кардинального решения. Вопрос о строительстве объездной дороги вокруг Первомайска поднимался неоднократно всеми ответственными лицами и на всех уровнях. Большой вклад в решение проблемы внесла глава Первомайского сельсовета Ольга Васильевна Ремиз.
И вот принято решение: дороге – быть! Простому человеку, далекому от знания не только технической составляющей понятия «строительство дороги», но и от знания финансово-юридической стороны вопроса, наверное, трудно себе представить общий объем всех компонентов этого процесса.
Начнем с того, что дорога проходит по земле. Она в современных условиях – объект недвижимости и обязательно чья-то собственность. То есть земля, находящаяся под дорожным полотном, должна быть оформлена согласно всем требованиям законодательства. Оформление земельных отношений – процедура кропотливая, долгая и сложная в своем бумаговороте. Но это обязательно должно быть сделано, иначе впоследствии не избежать претензий контролирующих органов, а может быть, и судебных разбирательств, что неизбежно приведет к остановке строительства и перенесет дату сдачи объекта на далекое неопределенное время.
Именно этот момент, по словам министра транспорта, и вынудил краевые структуры отодвинуть сроки начала строительства на год вперед. Как было сказано, и с этим трудно поспорить, пусть строительство начнется на год позже, но оно будет гарантированно выполнено и произведено в установленные сроки. Что касается финансовой стороны вопроса, то деньги на строительство объездной дороги вокруг Первомайска в краевом бюджете уже заложены, и она получит статус краевой дороги.
Собственно говоря, задыхаться от пыли первомайцам осталось не так много времени, особенно если сравнивать этот период с годами, проведенными под пылевым террором. При оптимистическом развитии ситуации лето-2013 может стать последним, проведенным жителями Первомайска в клубах пыли. Сейчас закончится процедура землеотвода и оформления собственности. Осенью этого года будут объявлены торги на выполнение работ, и в 2014 году дорогу начнут строить. По плану в 2015 году эта дорога начнет функционировать с полной нагрузкой.
Юридически это будет не строительство дороги, а ремонт. Этот момент стоит разъяснить читателям. Дело в том, что понятие «строительство» подразумевает, что объект делается, так сказать, с нуля. И в этом случае пакет необходимых документов толще и собирать его дольше. При производстве ремонта некоторые «бумажные» моменты отсутствуют или не стоят так остро. Чтобы у читателей не возникло желание заподозрить краевые власти в стремлении произвести работы на недолжном уровне, необходимо сделать небольшой экскурс в историю вопроса.
Необходимость появления объездной дороги была понятна давно. И нельзя сказать, что к решению этого вопроса приступили только сейчас. Попытки сделать объездную дорогу предпринимались и в предыдущие годы. Пусть дело не дошло до конечного результата, но труды тех, кто начинал строительство дороги в прошлые годы, не пропали зря и не канули безвозвратно. И поскольку практически ничего не изменилось с тех пор, география местности и состав грунта точно не изменились, то и работы тех лет не утратили свою значимость. По сути, они станут фундаментом для деятельности новых строителей.
По идее следовало бы начать процедуру расконсервации недоделанной когда-то объездной дороги, согласовывать проектную документацию по строительству, проходить снова экспертизу и совершать по второму разу те юридические действия, которые уже были сделаны предыдущими строителями. На всё это ушли бы годы. Поэтому было принято нестандартное решение – начатую когда-то объездную дорогу считать дорогой, включить ее в собственность края и, основываясь на этом, «формально» провести ее ремонт. На деле же это будет полноценное строительство с соблюдением всех требований строительно-дорожных технологий.
Еще одна проблема, хоть и не столь масштабная, но тоже осложняющая жизнь жителям Первомайска, заключается в том, что существуют сложности в бронировании мест на автобус 500-го маршрута. Заказать билеты на этот рейс «Тройки», по словам первомайцев, практически невозможно – нужно ехать в Мотыгино и покупать их в кассе автостанции. Естественно, было бы гораздо удобнее, если бы это можно было делать по телефону. Понять руководство «Тройки» тоже можно – билеты могут заказать, но не выкупить, если человек передумает ехать, а в то же время кто-то хочет уехать и готов купить билет, но не может этого сделать, так как место занято. Краевыми гостями дано поручение нашим руководителям найти компромиссное решение этого вопроса. Руководители обещали решить проблему.
Когда-то нам казались утопией планы строительства дороги от Первомайска до Новоангарска и работа паромов по схеме «берег - берег». Да и в то, что через Ангару, а особенно через Тасееву, будут курсировать паромы с периодичностью в час, мало кто верил. Сейчас это уже норма, более того, и даже этого уже мало для свободного транспортного сообщения. Сегодня планы и обещания, звучащие из уст представителей краевой власти, не вызывают скептических улыбок. Первый визит министра транспорта и депутата ЗС на первомайскую землю по поводу объездной дороги состоялся в августе. Через пять месяцев решение было принято и уже готово к исполнению. Такая оперативность вселяет дополнительную уверенность в то, что планы и поручения, озвученные высокими гостями, будут выполнены.
Евгений РЕДВАНСКИЙ
Фото автора