Чем озабочены наши избранники
Окончание. Начало в номере 84-85
Хотим все знать
Отклонив два отчета, депутаты стали слушать третий. Глава района В. А. Функ был краток: отчет представлен каждому депутату, опубликован в районной газете. Он тезисно повторил его содержание - как шла работа по выполнению полномочий, предусмотренных уставом района, а также остановился на проблемах взаимоотношений власти района и поселений. «Мое требование - это не конфликт, - ответил глава на обвинение в конфронтации. Если Губернатор поручил и я прошу на основании поручения исполнительную власть подготовить документ, а она не исполняет, либо готовит не в срок, либо готовит некачественно – это не личный конфликт. Каждый должен выполнять свои обязанности, и я буду это требовать».
Третий час сессии был посвящен ответам на вопросы и обсуждению отчета главы района.
Депутат С.В. Карарь потребовала уточнения: «В отчете сказано, что основные ваши усилия были направлены на обеспечение поступательного социально-экономического развития района, развитие социальной сферы. Хотелось бы узнать, какие конкретно ваши действия были, и результат». – «Основная моя деятельность в этом направлении – с предприятиями. Результат – программы по НижнемуПриангарью. Образование, здравоохранение, культура идет через исполнительную власть».
«Тишь да гладь да Божья благодать. Что ж вы тогда Терещенко отчет не приняли?», - возмутилась депутат Г.И. Ельсикова и спросила, работает ли механизм контроля за принятыми решениями, отслеживаются ли сроки и качество их исполнения. - «Механизм у нас с вами прописан, в каждом решении сессии пишется, кто отвечает за контроль его исполнения. Второй механизм - контрольно-счетный орган, который осуществляет контроль финансовой стороны деятельности исполнительной власти», - сказал В.А. Функ.
Депутат В.Г. Коробейников вновь вернулся к теме социального партнерства: «На выходе ваших контактов с руководителями предприятий должны быть договоры социально-экономического сотрудничества. Второй вопрос. Мы составили перспективный план работы. Раньше в райкоме был календарный план, на каждый рабочий день были расписаны мероприятия, вам надо отслеживать работу по нашему плану, из перспективного перейти в календарный. Работать с депутатскими комиссиями, с депутатами». Глава сообщил, что сейчас договоры с предприятиями заключает исполнительная власть, но та форма, которая практиковалась ранее, себя изжила, потому что предприятия платят налоги, и привел примеры того, как они оказывают помощь на разовые мероприятия. Он также рассказал о своей работе с главами поселений, с депутатскими комиссиями.
Депутат А.В. Кузьмин напомнил о программе развития налогового потенциала и спросил, как райсовет осуществляет контроль её исполнения. Вопрос для главы оказался трудным, он откровенно признался: «Не контролирую».
Кстати, эта программа утверждена постановлением главы администрации района в конце прошлого года (№ 908-п), предполагается в этом году потратить 1 млн рублей на субсидии поселениям для оформления земельных участков, на которых расположены 30 многоквартирных домов. Потом собственники будут платить земельный налог – и вырастет налоговый потенциал района на сумму этого налога. Но контроль исполнения программы возложен не на главу района, а на главу администрации. Хотя глава района по уставу – высшее долж-ностное лицо, а значит, отвечает за все и за всех.
Глава Мотыгино П.А. Сипкин напомнил главе района, что президент поставил задачу к 2016 году ликвидировать очереди в детские сады. В райцентре на очереди почти столько же детей, сколько ходит в детсады. В.А. Функ сообщил, что администрация района разработала программу решения этой проблемы, она была доложена на совещании, которое проводил губернатор.
Первым слово для выступления взял депутат Т.П. Дзгоев. Он подчеркнул, что отчеты главы администрации и главы района не отражают реальной социально-экономической ситуации как поселений, так и района в целом; в обсуждении отчетов обязательно должны участвовать главы поселений района. Тамерлан Петрович, опираясь на законодательные функции райсовета, отметил недостатки: не внесены на рассмотрение депутатов положения, которые в сложившихся условиях разделения властей регулировали бы отношения депутатского корпуса с исполнительной властью или с муниципальными образованиями; нет положений о работе глав, которые давали бы критерии оценки их деятельности. «Я не могу разделить работу главы района и главы администрации, - сказал Т.П. Дзгоев, - они оба несут ответственность за социально-экономическое состояние района. И если работу главы администрации я не оценил ни удовлетворительно, ни неудовлетворительно, то и работу главы района тоже предлагаю принять к сведению».
Выступление депутата от КПРФ Н.И. Макарычева сразу вызвало шум и громкие комментарии в зале. «Цифры: 11,5 млрд рублей отгруженной продукции собственного производства и 900 млн бюджет района; вот так-то, господа промышленные руководители; причем раньше «ВТ» ходил по Ангаре, потом «Заря» до Богучан, было пять рейсов самолета. Сегодня самое позорное сообщение Мотыгино – Красноярск…» - «Не надо путать людей», «В продукции главные составляющие – затраты на её производство», - возмущались в зале (наверное, промышленники).
Безотрадная картина в районе, по мнению Н. И. Макарычева: аварийное жилье, периодические взрывы в Партизанске и драга ходит по поселку, поездку в поселки можно приравнять к подвигу. Он предложил оценивать работу главы по постановлению правительства края о развитии Нижнего Приангарья, где есть и бассейны, и школы, и 200 тыс. кв. м жилья в районе к 2016 году, и строительство училища в Мотыгино. То есть в постановлении есть, а в районе нет. За это и за то, что глава переносил сессию райсовета, за критику в его адрес со стороны руководителя «Единой России» в крае В.А. Семенова и прочее, работу главы выступавший предложил признать неудовлетворительной.
«Не один руководитель при мне сменился, - констатировал депутат от «Справедливой России» А.В. Кузьмин. - У наших руководителей, за исключением В.А. Званцева, отсутствует политическое, экономическое, стратегическое мышление, это показывают результаты работы. Нет стратегического направления у аппарата райсовета, не задает вектор глава района. Я не случайно задавал вопросы по программе налогового потенциала. По участию района в краевых программах нас оценивает край.
Работа главы администрации и главы района тесно связана. Не работает один – нет полноценной работы у второго. Пока они не начнут работать вместе – мы так и будем топтаться на месте. Отчет главы района и главы администрации нельзя разрывать, поэтому последний тоже принять к сведению», - заключил выступавший.
«Мне непонятно, каким образом работал глава района как председатель районного Совета, - сказал депутат В.Г. Коробейников. – Мне не нравится, что звучит: «Нужно спрашивать…» - председатели комиссий работают на непостоянной основе, у них есть свои обязанности. Вопросами организации работы районного Совета нужно серьезно заниматься. Согласен с главой, он несет ответственность и за работу администрации. Его работу признать неудовлетворительной».
Зам. председателя райсовета В.Д. Федюкина ответила на критику по отсутствию критериев оценки отчета главы: с этой целью была создана комиссия, проработано множество документов, однако согласовать критерии не удалось, поэтому отчет глава строил исходя из перечня полномочий, прописанных в Уставе района. Отчет принять к сведению.
Депутат С.В. Карарь сообщила коллегам: «Комиссия по бюджету и комиссия по законности запросили количество командировочных, расхода ГСМ, какие действия глава предпринимал в рамках своих полномочий и каковы результаты его действий. Только водитель потратил 190 тысяч квартирных и 96 тысяч рублей на ГСМ. «Наш вопрос главе: зачем вы ездили? Комиссия поручает руководителю КСО провести проверку расходов аппарата районного Совета за 2013 г. Работу признать неудовлетворительной».
Депутат Г.И. Ельсикова тоже считает работу главы неудовлетворительной: в бюджете района остаются неиспользованные средства, в районе развалили сельское хозяйство, у нас нет дорог, глава зачастил в соседний Богучанский район, и т.д. Правда, отметила она, политическая активность у нас зашкаливает. «А того депутата, который неправильно проголосует, руководитель через три дня уволит», - сказала Галина Ивановна, - это я вам гарантию даю. Настало время честно посмотреть правде в глаза». Она призвала всех депутатов последовать её оценке.
На этом прения прекратили, и глава ответил на критику: «Во-первых, в Богучаны выезжаю по вызову нашего полномочного представителя И.А. Айзенберга, там он работает. Во вторых, главе экономически невыгодно ездить в командировки – я теряю в зарплате, но если есть вызов, ехать надо. Третье. В крае никто никому ничего не дает, а с такими остатками бюджета, как у нас, нет смысла что-то просить. И последнее: если боитесь голосовать, примите решение – голосуйте тайно. Ссылки на фракцию «Единой России» в райсовете вообще неуместны – когда последний раз собирались?! А про дороги хватит говорить: они краевые. Два миллиарда рублей вкладывают в нашу дорожную сеть – где еще такое есть?!!».
Голосовали депутаты так: «неудовлетворительно» – 4, принять к сведению – 11. Так и этот отчет остался неоцененным, для оценки надо было набрать как минимум 13 голосов.
Дальше работа пошла быстрее.
Депутаты внесли изменения в устав района, поспешая за изменяющимся законодательством; сняли с рассмотрения документы, которые администрация в третьей редакции представила перед началом сессии; внесли изменения в ряд положений, представленные как аппаратом райсовета, так и администрацией.
Проект изменений в положение о порядке формирования муниципальных предприятий представлял О.В. Латин. Помимо изменений, внесенных в розданном проекте, он предложил еще одно: решение о создании МУПа и его ликвидации принимает не райсовет, как было в положении, а администрация района. Депутат В.Д. Федюкина предложила внести в положение добавление: администрация района назначает на должность руководителя предприятия, но по согласованию с главой района. Г.И. Ельсикова и С.В. Карарь выразили с этим категорическое несогласие. И тогда депутаты большинством голосов вообще решили снять проект с обсуждения, предложив администрации доработать его.
Быстро утвердили депутаты план мероприятий по приватизации муниципального имущества, без проблем передали муниципальное имущество в Мотыгино, занимаемое федеральными учреждениями, в федеральную собственность, с проблемами - дали разрешение на списание бывших складов МУТП «Ангара».
Дошли до корректировки бюджета. «198 Кирсантьево, 174 Южно-Енисейск, а также…» - перечислял глава администрации, и затихли депутаты, пытаясь на слух воспринять цифровой поток. Потом немного поспорили, а финансисты, как обычно, пощелкали на калькуляторе, выводя «Итого».
Как показало голосование, «Итого» устроило почти всех.
Галина ИГНАТЬЕВА