Как ускорить село,
или Шанс, который нельзя упустить
Аналитики подготовили любопытную статистику. Вкратце ее суть в том, что российский рынок продовольствия зависим от импорта системно. В июле – октябре в меньшей степени, в декабре – мае практически абсолютно. В то время как зависимость европейского рынка от российских сельскохозяйственных товаров равномерно по году равна практически нулю.
«Акулы» зарабатывают много
В контексте экономики это означает, что европейское сельское хозяйство развивается и богатеет за наш счет, поскольку у него, кроме эксклюзивных прав на своих внутренних потребителей, есть гигантский российский рынок сбыта. А российское село барахтается только на домашнем рынке, и то в неравной конкуренции с европейским импортом, а на внешний рынок выход для него закрыт. Продолжается эта игра в одни ворота на протяжении последних 20 лет.
При ближайшем рассмотрении российские продовольственные санкции – лишь предлог, который позволит навести порядок в собственном селе, отключив, пусть и на время, внешних игроков. Тем более что те дают повод за поводом: то вредителей в овощах завезут, то с удобрениями переберут, то и вовсе просроченный товар втюхать пытаются. Но навести порядок – это не только и не столько зачистить рынок от импорта. У российского села и внутренних системных проблем – выше крыши. Они давно требуют решений.
Предложение на нашем рынке формируют, как ни странно, не производители, а ритейлеры. То есть купить вы сможете не то, что у нас производят, а то, что торговцы захотят вам продать. Центрофисы большинства крупных ритейлеров – в Москве, движение товаров с Запада налажено давным-давно, и никакой мегамолл заморачиваться на работу с региональными поставщиками не будет. Есть какой-нибудь федеральный игрок – марка «Домик в деревне» или «Балтика», – ладно, их попродаем. А на ферму, которая жалкие 50 тонн картофеля в год производит, размениваться не станем. И неважно, что эта местная картошка не дороже. Не важно, что она точно полезнее. Это неинтересно для бизнеса. Бизнесу интересно купить крупный опт еще на две копейки дешевле и перепродать, эти две копейки перерастут при хороших объемах в миллионы. Это бизнес. И какими бы «акулами» ни представлялись сети супермаркетов, их можно понять: в конце концов, они просто зарабатывают деньги.
Но фермеры в итоге оказываются от потребителя отключены. А потребитель отключен от местных качественных продуктов и потребляет картошку из Израиля, молоко из Литвы, яблоки из Польши. Будто в России яблоки с картошкой плохо растут и коровы не доятся.
Кому нужны лишние звенья
Итак, Федерация, ловко играя на внешнеполитическом поле, временно создала инкубационные условия для села. Теперь слово за регионами и собственно селом: как использовать эту конъюнктуру на пользу? Врио губернатора Виктор Толоконский на минувшей неделе подписал распоряжение, касающееся ровно этой логики – быстрой и эффективной реакции на ограничение импорта: «О дополнительных мерах стимулирования объемов сельскохозяйственного производства и обеспечения населения качественными продовольственными товарами». Что предлагается?
Первое и главное – сократить дистанцию между производителем и потребителем, исключить из цепочки ритейлеров. Для этого – увеличить закуп у населения овощей, фруктов, дикоросов и так далее. Если селянин знает, что его товар будет гарантированно куплен, и не за две копейки, а за деньги, близкие к той цене, которую мы видим на прилавках магазинов – он будет смело наращивать объемы производства. Кроме того, будут созданы продовольственные ярмарки, где фактически любой желающий, включая дачников, сможет легально и централизованно торговать своей продукцией. Фактически предлагается создать альтернативный, параллельный торгово-сетевому, рынок, где не будет посредников, где продукты можно будет купить непосредственно у фермеров.
Ритейлеров тоже решено взять в оборот: с участием торговых сетей поручается создать условия для выхода на розничный рынок местных производителей.
И последнее, не менее важное: врио главы региона поручает организовать мониторинг цен на наиболее значимые группы товаров. Далеко не новые идеи, которые озвучиваются на протяжение десятка лет, наконец обрели форму распоряжения, с конкретными поручениями и ответственными. Энергичные меры вкупе с российскими санкциями должны дать первый эффект уже нынешней осенью, а в перспективе – изменить не только структуру торговых отношений в сфере продовольствия, но и нашу культуру потребления. Во Франции покупать местный шпинат или багет – хороший тон. Было бы неплохо, если бы через год-другой и жители России научились с почтением относиться к овощам и фруктам, выращенным на своей земле.
Далеко не новые идеи, которые озвучиваются уже на протяжении двух десятков лет, наконец обрели форму распоряжения, с конкретными поручениями и ответственными.
Илья СЕМЕНОВ