Изменить жизнь в районе к лучшему
- Традиционно принято подводить первые итоги работы по истечении 100 дней работы управленца. Алексей Владимирович, 100 дней главы района – это много или мало?
- Миг. События так спрессованы, что время просто незаметно. Его не хватает.
- Какие первоочередные вопросы Вам пришлось решать при вступлении на должность?
- Трудно ранжировать… В этом и прелесть работы. Утро начинается разными задачами. Может начаться с проблемы одного человека, может – с ЖКХ, дорог. Если ты работаешь руководителем отраслевого управления - занимаешься только одним вопросом в разных его аспектах; у меня такое было, когда работал руководителем образования. Здесь же такое разнообразие!
Пожалуй, главным стало - зайти в отопительный сезон, потому что на начало сентября нормативный запас топлива составлял 20 процентов, а учитывая то, что мы живем в северном районе, учитывая непредсказуемость транспортной схемы, картина была печальной. Здесь и краевые чиновники помогали, и нашим руководителям - спасибо, и «Полюсу» благодарен, который пошел на уступки по беспрецедентным скидкам на уголь, по предоплате. Благодаря консолидированной работе мы начали отопительный сезон без трагедий. Хотя небольшие ЧС были, но проблемы решаемые. Впрочем, вся зима еще впереди, и опасения остаются, потому что район, к сожалению, готов к зиме не на 100 процентов.
Таким образом, первая задача - жизнеобеспечение. Надо создать условия для жизни, чтобы люди понимали, что есть безопасность – это тепло, вода, еда… По МУТП «Ангара» тоже в первые дни пришлось принимать решение.
- Вы же этим не ограничились. Начались и кадровые перемены. Они чем были вызваны?
- Я глубоко убежден, что задача любого руководителя - кроме тактических решений видеть стратегию развития. Стратегия моей должности – добиться другого отношения жителей к своему месту жительства. Вот мы сейчас разговаривали с Владимиром Ильичом Телеутовым из Орджоникидзе. Он говорит: «Я хочу дорогу сделать». Это же великое дело, что человек хочет обустроить жизнь себе и окружающим. Если бы хотя бы половина так думала, мы бы совсем по-другому жили в районе.
Поэтому главной сферой считаю образование и культуру. Именно оттуда идет будущее. Там закладывают на первый взгляд простые, но самые важные вещи, которые связаны с жизнепониманием, с обустройством, с ментальностью. Там не должно быть цинизма и точно не должно быть чистого капитализма. Там должны работать люди, реально понимающие своё, если хотите, мессианство в этих отраслях, потому что они формируют будущее поколение. Ведь все быстро проходит. Через пять-десять лет подростки, которые пили пиво на дискотеке в СКЦ в полутемном зале, где не было ни одного взрослого, станут взрослыми работниками, пойдут зарабатывать для своих семей деньги – или не зарабатывать, наоборот… И самое печальное, этот факт не воспринимается, как беда. Если работники так наплевательски относятся к тому, чем они занимаются, их надо заменять.
- Перемены в образовании тоже, считаете, назрели?
- А вопрос не в людях и должностях. Вопрос в готовности понимать задачи, которые стоят перед отраслью. Если нет понимания задач, то надо хотя бы проявить готовность обучаться, чтобы идти в новом фарватере. Хотя я не предлагаю ничего нового, эти тенденции «на большой земле» давно реализуются.
Сегодня прочитал статью: мэр города Риги Нил Ушаков обсуждает снижение зарплаты учителей на 40 процентов, но в то же время обеспокоен тем, что большая часть выпускников школ Риги не может поступать в хорошие вузы Европы из-за знания математики не на должном уровне. И он призывает: надо заняться повышением качества образования. Проблема эта понятна и для нас. У нас в районе статистика печальная: последние четыре года уровень знания математики снижается. Кстати, как и по другим ведущим предметам, на что в первую очередь обратила внимание министр образования края С.И. Маковская, анализируя сферу образования в районе. Жаль, что руководители образования этого не увидели. И проблема решается не тем, чтобы больше сидеть за партой и зубрить, надо менять методику обучения.
У нас промышленный район. Большинство предприятий ориентированы на технические специальности. Они не хотят возить гастарбайтеров, им нужны квалифицированные рабочие, специалисты. «Полюс» заявил о готовности вкладываться в Раздолинский филиал Енисейского техникума для подготовки рабочих. Посмотрите, какая техника сейчас на предприятиях! Понятно, что мы должны выпускать из школы ребят с определенным уровнем знаний, чтобы они получили профессию и пришли на производство.
Беспокойство мое вызвано еще и тем, что предполагается: с 2016 года в вузы не будут принимать ребят, у которых по базовым предметам ЕГЭ ниже 60 баллов, даже на платное обучение нельзя будет принимать. Из-за качества образования мы закрываем дорогу нашим выпускникам в технические вузы, так как у нас в районе средний балл ниже этого уровня. Проблема эта в других территориях давно решается - есть понимание профильного образования, факультативных курсов, есть «погружение» и другие организационные и методические приемы. Я объясняю прописные истины специалистам, а они ищут аргументы, чтобы этого не делать; я не вижу шагов, чтобы люди занялись делом, внесли в управление образования импульс требований сегодняшнего дня.
А они многогранные. Например, мы создаем на базе Центра подростковой работы технологический инкубатор, закупаем оборудование на 2 млн рублей, чтобы дети могли заниматься вне школы физикой, химией, видеоинженерией. Нужны новые лаборатории, новые проекты в образовании. Если мы останемся на тех программах, которые реализуются с 60-х годов, то далеко не уйдем. Я с большим уважением отношусь к совет-ской школе, она была лучшей в то время, в той экономике, но сегодня мир развивается так стремительно, что знания устаревают через полгода. А организатором всех этих процессов должно стать управление образования. У нас же не меня уговаривают, а я хожу, уговариваю, чтобы отправили детей в Красноярск на фестиваль науки.
Именно образование должно понимать, куда движется мир, как надо строить его познание и как вписать наших детей в эту систему. Сегодня у общества другие запросы, образование должно реализовать другой заказ. Меня не услышали, поэтому я вынужден был принять сложное решение – уволить руководителя.
- Как складываются у вас взаимоотношения с главами поселков, сельсоветов?
- Где-то главы уже поменялись, где-то выборы еще не закончились. Главы поселений - отдельный уровень муниципальной власти, они должны четко понимать, в чем заключается их работа. Моя позиция проста: есть обязанности - исполняйте; не можете выполнить - давайте вместе думать, как решить проблему. Общие вопросы надо обсуждать, может быть, даже спорить. Но есть вопросы принципиальные, например, жизнеобеспечения в нашем северном районе, и тут надо немедленно исполнять все требуемое и жестко за это спрашивать с ответственных – в соответствии с полномочиями.
Хотя, должен заметить, порой приходится обсуждать ситуации с работниками районной администрации, когда они говорят: «Не наши полномочия»… Какие – не наши! - мы в одном районе живем, нас здесь всего 15 тысяч человек. Тут вопрос не в полномочиях, а в задачах, которые наши специалисты в некоторых случаях могут реализовать быстрее. В каждой удаленной территории свои проблемы, вот в Южно-Енисейске даже связи нет, и здесь нужно проявлять большую ответственность чиновникам района. А в итоге правило одно для всех: уважительная позиция как по отношению к главам поселений, так, соответственно, и к специалистам администрации района, специалистам поселений. Надеюсь, что, придя на должность руководителя поселения, наши главы понимают, какую взяли на себя ответственность за других.
- Сейчас из-за падений цен на нефть и цветные металлы, других негативных явлений в экономике ожидаются не самые лучшие времена. Как это отразится на промышленности района и районном бюджете? Он справится со своими обязательствами?
Все обязательства бюджета 2015 года будут выполнены. Но я должен сказать, что у нас в районе огромный потенциал налогооблагаемой базы, не до конца даже просчитанный. Бюджетом просто не занимались, получив сверхдоходы до миллиарда рублей, мы их бездарно потратили. Сейчас условия другие - задача другая. Надо научиться зарабатывать внутри себя. А мы не зарабатываем, с легкостью отдаем деньги приезжим. Вот обсуждаем, как сделать регулярными перевозки по маршруту Машуковка – Кирсантьево, мне говорят: давайте наймем из Красноярска. Зачем отдавать свои деньги красноярцам? Рубль должен работать там, где он зарабатывается. Таких примеров масса. Ремонты в школах делают опять же красноярцы, огромный контракт в Кулаково почти без снижения цены получили.
Я, конечно, не говорю, что надо поставить препоны «пришлым» – просто надо развивать бизнес в районе. У нас сейчас большинство бизнесов ориентировано на продажу ресурсов района - это горнорудная, лесная промышленность. Но почему остальные не включаются во внутреннее потребление? Почти две недели в районе жили специалисты, и мы столкнулись с тем, что в наших поселках практически нет нормального общепита, нет приличного гостиничного бизнеса. Спрос есть - значит, должен появиться свой бизнес, ориентированный на внутреннее потребление. Развитие такого бизнеса позволит увеличить доходы бюджета.
- Во время заседания правительства края в Мотыгино речь шла о том, что крупный бизнес готов вкладывать средства в инфраструктуру района. Эта тема не забыта, она получит продолжение?
- Приезд В.А. Толоконского дал колоссальный толчок для вовлечения производства в процесс взаимодействия. Сегодня идут последние согласования документов, крупные компании подтвердили намерение на строительство дорог, по водозабору в Раздолинске. По каждой территории 18 предприятий вышли на согласование этих документов. Мы их регистрируем, потом совместно с министерствами промышленности и экономики будем реализовывать. Это будет публично, реестр мы опубликуем, чтобы показать вклад производства в экономику, инфраструктуру района.
Вот простой пример начала взаимодействия. Здесь собрались представители трех крупных предприятий, они предложили дорожникам: берите скалу, технику бесплатно. Так начался ремонт разбитой раздолинской дороги и далее на север, которая вообще была непроезжая, автобус не мог пройти. Понятно, это лишь частичное решение проблемы, настоящий ремонт дороги начнется весной. Предстоит также вернуть в полноценную жизнь «ленинградку».
- Что особенно запомнилось за эти сто дней? Приезд губернатора?
- Это, может быть, самое важное. А самое яркое впечатление - когда ночью разгружали баржи с углем. Уголь пришел – все, можно было выдохнуть. Да, и еще хлеб «ангарский». Мне даже кажется, он стал лучше.
- Переход на новое место службы повлиял на частоту общения с близкими, друзьями. Не пожалели, что согласились возглавить район?
- В отношении родных - это печально. И это никак не компенсируешь. Но это жизнь.
Зато посмотрите, какой у меня здесь красивый вид из окна - строящийся храм на фоне Ангары. Меня вдохновляет это начинание в Мотыгино, рад, что дело движется, уважаю Сергея Михайловича Личинсяна за его инициативу, его вклад.
- Назовите три-четыре основные задачи, которые районная администрация решает сейчас.
- Я бы назвал одну, но она всеобъемлющая, хотя её можно конкретизировать. Это изменение качества жизни в районе. Это простые, всем понятные вещи: хорошая питьевая вода из крана у каждого, тепло, качественные продукты питания в магазине. Если ребенок идет в школу, то родители могут планировать его будущее на 10-15 лет вперед исходя из знаний, умений и навыков, которые он получит в этой школе. Здравоохранение - понятное, без «не дай бог здесь заболеть». Транспортное сообщение. То есть все, чем мы живем. Но при этом должно быть понимание, что только мы все вместе можем объединиться и это сделать.
Если удастся хотя бы что-то поменять в районе - я буду счастлив.
Галина ИГНАТЬЕВА