В.А. Функ, Глава района: «Задача власти - сделать жизнь достойной»
На слушаниях по проекту бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 гг. Глава района В. А. Функ изложил свое видение основных направлений экономического и социального развития нашего района на ближайшую перспективу.
Предлагаем нашим читателям познакомиться с докладом.
- Нам надо выбрать правильно приоритеты, наметить конкретные задачи, сроки их выполнения, и перед принятием бюджета еще раз определить наши финансовые возможности.
Энергетика
Особенностью развития Мотыгинского района в последние годы была реализация крупных инвестиционных проектов, входящих в первый этап федеральной программы развития Нижнего Приангарья. Работа по ним продолжалась даже в кризисное время - и этот курс сохраняется на перспективу. На территории района реализуется проект строительства двух высоковольтных линий по 220 киловольт от ПС «Приангарская» (Богучанская ГЭС) до ПС «Раздолинская», а также расширение Раздолинской подстанции. Наши энергетические проблемы нашли также отражение в инвестиционной программе реконструкции подстанции № 43 «Партизанская», реализуемой «МРСК Сибири». В целом перечень необходимых мероприятий по новому строительству и реконструкции электрических сетей в районе включает в себя более 15 пунктов. В результате реализации энергетических проектов появляется реальная возможность в ближайшее время по некоторым инвестиционным проектам программы развития Нижнего Приангарья начать, а по другим - активизировать начатые ранее работы.
Промышленность
Мотыгинский район обеспечивает 100 процентов добычи свинцово-цинковых руд в крае. Основные перспективы Нижнего Приангарья в отношении цветных металлов определяются именно запасами Горевского полиметаллического месторождения, руда которого содержит свинец, цинк, кадмий, серебро и другие металлы. Месторождение разрабатывается предприятиями Новоангарской группы компаний, в которую входят Горевский ГОК и Новоангарский обогатительный комбинат. Объем реализации промышленной продукции этими предприятиями в 2009 г. превысил 3 млрд. рублей. За 9 месяцев 2010 г. рост по этому показателю составил 172%.
В 2009 году Горевский комбинат добыл 1418 тыс. тонн свинцово-цинковой руды. Объемы добычи руды ежегодно увеличиваются. В 2010 г. введены производственные мощности по добыче и переработке 1 млн. 500 тыс. тонн руды в год. В перспективе до 2013 года за счет расширения обогатительной фабрики объемы переработки руды вырастут почти на 70% и достигнут 2 млн. 500 тыс. тонн. В 2009 г. НОК произвел и реализовал свинцовый концентрат в количестве 97 тыс. тонн. После реконструкции обогатительной фабрики объемы производства свинцового концентрата увеличатся до 190 тыс. тонн.
В районе работают семь золотодобывающих предприятий. За последние четыре года общая добыча золота в районе составила немногим более 10 т, т.е. по 2,5-3,0 т ежегодно. Основной тенденцией развития золотодобывающей отрасли в ближайшие 10 лет будет переход большинства компаний на добычу рудного золота. Это повлечет за собой значительное увеличение объемов добычи.
Большое значение для нашего района, на территории которого размещаются более 70% запасов магнезита России, имеет магнезитовый проект. В течение 2007-2010 гг. общество «Сибирский магнезит» совместно с Раздолинским периклазовым заводом проводило мероприятия по реализации инвестиционной программы развития добычи магнезита и наращивания объемов выпуска периклазовых порошков.
В 2009 году благоприятная экономическая ситуация в металлургической промышленности, обеспечившая восстановление спроса на продукцию Раздолинского периклазового завода, позволила предприятию выйти на проектный уровень использования производственных мощностей и практически удвоить объемы производства. Потребителям реализовано более 10,2 тонны электротехнических и металлургических порошков. Рост по сравнению с 2008 годом составил 184 процента.
Основной прирост добычи и переработки магнезита предполагается достичь в связи с вовлечением в разработку месторождения «Голубое».
Промышленными предприятиями района в 2008 году было произведено продукции на 3 млрд. 833 млн. рублей, рост к 2007 году составил 108,7%. В 2009 г. объем валовой продукции уже составил 4 млрд. 676 млн. рублей, рост к 2008 г. - 126,3%. За 9 месяцев 2010 года отгружено товарной продукции и оказано услуг на сумму более 5 млрд. 500 млн. рублей. Это – почти 160% к уровню соответствующего периода прошлого года! Рост экономики фактически в 2 раза за три года – это если и не экономический рывок, то, по крайней мере, хороший результат. Особенно в кризисный период.
Таким образом, в результате реализации вышеперечисленных и некоторых других инвестиционных проектов в промышленности созданы условия для динамичного развития экономики Мотыгинского района. Теперь важно, чтобы положительная динамика экономических показателей района воплотилась в главном – в адекватном увеличении консолидированного бюджета района, а значит, и в улучшении жизни населения.
С развитием промышленности в Новоангарске мы видим, как отстает социальная сфера. Люди вправе требовать улучшения условий проживания. Считаю необходимым до 1 сентября подготовить и согласовать программу развития поселка. Это даст возможность привлечь средства на реализацию бюджетов поселка, района, края и предприятий. Поручаю возглавить эту работу Главе Новоангарского сельсовета Потаповой Надежде Александровне.
С приходом электроэнергии будет активно развиваться и Раздолинский промышленный узел. Считаю необходимым подготовить аналогичную программу по Раздолинску. Поручаю это сделать Главе п. Раздолинска Н. В. Еримбетовой в срок до 1 сентября.
Мы готовы рассмотреть и предложения от других поселений района.
Малый бизнес
Прежде всего нужно поддерживать малый бизнес в тех поселениях, где нет больших промышленных предприятий. Предлагаю публично рассмотреть программу развития и поддержки малого и среднего бизнеса, в которой в первую очередь учесть предложения следующих поселений района: п. Машуковка, п. Орджоникидзе, п. Южно-Енисейск, п. Партизанск. Следует увеличить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса, создать совет по инвестиционной деятельности, по малому и среднему бизнесу. Работа в этом направлении должна вестись открыто. «Малый бизнес является одним из главных ресурсов экономики территории», - сказал Губернатор края.
В связи с вышесказанным предлагаю следующее:
1. Поручить Главе администрации района в срок до 1 января 2011 года создать совет по инновационной деятельности и поддержке малого и среднего бизнеса.
2. Освещать в газете «Ангарский рабочий»: кому, сколько и на какие цели выделены средства. Предлагаю этот вопрос взять на контроль главному редактору.
3. Главам поселений возглавить работу на местах по инвестициям малому и среднему бизнесу.
4. Ежеквартально заслушивать информацию о выполнении этой программы на депутатских слушаниях.
5. Эффективно использовать представленный ресурс – отбор проектов по их качеству, конкурентоспособности и социальному значению. Не по блату, не по партийной принадлежности, а по эффективности и значимости проекта.
Прошу прокуратуру Мотыгинского района отслеживать данный вопрос.
Район наш промышленный, но многие ведут личное подсобное хозяйство, особенно в малых деревнях, таких, как Бурный, Чистяки, Пашино, Кирсантьево. В других поселениях люди тоже держат скот и приусадебное хозяйство, но только п. Машуковка может обеспечить весь район картофелем. Вопрос в другом: кто закажет? Кто заплатит? Где хранить?
Поэтому считаю, что нужно пересмотреть программу развития сельского хозяйства в Мотыгинском районе. Программа должна быть конкретная и понятная тем, кто занимается сельским хозяйством. Главное – финансово обеспеченной. Поручаю:
1. Администрации Мотыгинского района заложить финансирование на программу.
2. Финансовому управлению выделить кредит на закупку сельхозпродуктов МУТП «Ангара».
О МУТП «Ангара». Задаем себе вопросы: влияет ли МУТП «Ангара» на ценовую политику? Обустроены ли магазины (муниципальная собственность)? В чем разница между муниципальной торговлей и частной? Ответ: хватит задавать вопросы, пора спросить.
Предлагаю директору МУТП «Ангара» в течение 1 квартала 2011 года подготовить программу развития предприятия и вынести ее на рассмотрение депутатов Мотыгинского районного Совета. В программе необходимо предусмотреть меры по закупке сельхозпродуктов, их хранение и реализацию (прежде всего бюджетным организациям).
МУТП «Тройка» - предприятие социально значимое. По нему судят, как работает власть. Уехал - хорошо, не пошел автобус - власть виновата. Все маршруты дотируемые, возмещение из бюджета составляет 5,5 млн. рублей. Предлагаю в договорах предусматривать штрафные санкции, если марш-рут не будет выполнен. Также предлагаю возложить на это предприятие еще две функции: организация грузовых перевозок и создание муниципального резерва по линии ГО и ЧС. Нужно открыть следующие маршруты: между старым и новым поселками в Новоангарске и между Кулаково и Новоангарском. Предлагаю рассмотреть возможность приобретения одного автобуса в 2011 году за счет бюджета.
Образование
Экономика – это не только машины и технологии, это, в первую очередь, человеческий капитал, который включает труд и интеллект людей. Житель района должен иметь возможность реализовать свои способности, получить профессию и работу. Ведущая роль в этом принадлежит образованию.
Каждый ли ребенок имеет равные возможности получить образование? Нужна четкая и понятная концепция образования района. Поручаю руководителю МУ «Управление образования Мотыгинского района» в срок до января 2011 года подготовить ведомственную целевую программу «Развитие общего образования в Мотыгинском районе» и публично обсудить.
Особое внимание необходимо уделить одаренным детям. В первую очередь это обеспечение, привлечение к обучению по новым технологиям, участие лучших педагогов. Создать один-два центра с современной учебной базой. Предлагаю разместить один в МОУ Первомайская СОШ. Это поможет нам заказать дальнейшее строительство новой школы.
Необходимо поощрять техническое творчество. Хорошо, что в Центре внешкольной работы 41 объединение, но из них только два технического направления – «Юный техник» и «Умелые руки». Предлагаю рассмотреть создание одного-двух клубов: «Юный речник» (традиции заложены в с. Рыбном) и «Автомотоклуб».
Дистанционное обучение поможет компенсировать дефицит кадров. Первый шаг - это компьютеризация школ, которая сегодня закончена. Управлению образования надо внедрять в практику обучения дистанционные технологии.
Закрепление кадров – задача каждого директора, главы поселения. Предлагаю МУ «Управление образования Мотыгинского района» поручить подготовить нормативную базу (в срок до 1 февраля 2011 года передать для ознакомления мне лично) по следующим направлениям:
- проведение ежегодного конкурса на лучшего работника в своей профессии (учитель, классный руководитель, дворник, завхоз - необходимо поднимать престиж обслуживающего персонала);
- проведение ежегодного конкурса на лучшее учреждение образования.
Предлагаю возглавить конкурсную комиссию депутату Федюкиной В. Д.
Эти мероприятия не будут затратными, но человек, который выиграет конкурс, пойдет с поднятой головой.
В концепции должна быть определена роль промышленных предприятий района. Они заказали – образование выполнило. Многие забыли слова «шефство предприятий». Хотя есть и положительные примеры: ГОК и НОК, Васильевский рудник и другие.
Радует, что сегодня существует связь между ПУ-103 и МУ «Управление образования Мотыгинского района». Поручаю заместителю Главы администрации района по социальному развитию в срок до 1 апреля 2011 года организовать подготовку программы профильного обучения. Необходимо привлечь к этой работе предприятия района.
Хочется напомнить, что все учреждения в образовании - юридические лица, и ответственность за качественное и безопасное питание, соблюдение прав ребенка, обеспеченность кадрами лежит на руководителе учреждения.
Здравоохранение
Важнейший приоритет качества жизни – здоровье населения. Во многом оно зависит от состояния здравоохранения. Как мы, от врача до больного, понимаем процесс модернизации здравоохранения? В течение декабря считаю необходимым обсудить проблемы, и поручаю заняться этим вопросом главному врачу МУЗ Мотыгинская ЦРБ.
До принятия бюджета необходимо обсудить и организацию скорой помощи – это полностью наша ответственность. Срок для выполнения моего поручения - до 12 декабря 2010 г.
Необходимо вести мониторинг по оказанию медицинской помощи в здравоохранении и ежемесячно предоставлять эту информацию мне. Ответственными по этому направлению предлагаю назначить заместителя Главы администрации Мотыгинского района по социальному развитию и главного врача МУЗ Мотыгинская ЦРБ, срок для выполнения - 31.12.2010 года.
Спорт
Чтобы меньше болеть – нужно вести здоровый образ жизни. Курение, алкоголизм, низкая физическая активность не прибавляют нам годы жизни. Самые эффективные способы противостоять этому - массовая физическая культура и спорт. Стыдно, но по этим показателям мы плетемся в хвосте, и вдвойне стыдно, потому что Глава района – мастер спорта, Глава администрации и первый заместитель Главы администрации - кандидаты в мастера спорта, да и заместителя Главы администрации района по социальному развитию молодым не догнать. Давно настало время принять программу по развитию массового спорта в районе. В ней необходимо особое внимание уделить спортивным сооружениям, кадровой обеспеченности, вовлечению в занятия спортом жителей всех возрастов. Уже не раз предлагал свои услуги исполнительной власти, готов и сейчас участвовать в разработке программы.
Три урока физкультуры еще 10 лет назад были введены во 2-й школе, сегодня они во всех школах района. А сколько стоит залить простейший каток в школе? Знаю, что программа по физической культуре в школе не выполняется полностью. Но надо идти дальше, при школах создавать спортивные клубы.
В детских садах есть комнаты для занятий, есть преподаватели, программы для занятий тоже есть. Осталось спортивные залы дошкольных учреждений обеспечить оборудованием. Управлять физкультурно-массовым движением должен районный спортивный комитет, создание которого поручаю исполнительной власти в срок до 25 декабря 2010 г.
В этой программе мы не должны забывать и про МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа». Когда-то эта школа была лучшей в крае среди сельских районов. Хочу сказать руководству школы: под лежачий камень вода не течет. А финансово-экономическому управлению совместно с руководителем Управления образования - полностью заложить финансирование на ДЮСШ.
Культура
Здоровый образ жизни – это не только спорт и физическое развитие, это и богатый духовный мир личности. Для этого нужны крепкие культурные традиции.
Музей должен стать местом, где изучается история нашего района. Ребята, пришедшие на экскурсию, должны знать историю своих предков. Ребята из отдаленных поселков не имеют возможности посетить музей. Для этого необходима другая форма работы – выездные экскурсии, лекции в школах поселений. Должны проводиться встречи с ветеранами войны, труда. Предлагаю учесть мои замечания руководству МУ «Управление культуры Мотыгинского района» при составлении плана работы. Деятельность учреждений культуры следует организовать таким образом, чтобы в них коллективы предприятий и организаций могли проводить свои профессиональные праздники, такой опыт уже существует.
Театр – изюминка в нашей культуре. Необходимо срочно произвести ремонт здания театра. Артисты будут, а театра нет???
Предлагаю руководителю МУ «Управление культуры Мотыгинского района» выполнить следующее:
- в январе 2011 года представить ведомственную программу развития культуры Мотыгинского района.
- Подготовить Положение о ежегодном конкурсе в культуре. Начиная с номинации на лучший сельский клуб и др. Срок исполнения - декабрь 2010 г.
- Утвердить мероприятия по поддержке талантов в сфере культуры.
Хорошо, что мы создаем молодежный центр. Но это не замена культуре. Работники культуры по заявке молодежного центра сами организуют любое мероприятие. Прежде всего молодежный центр создается для поддержки молодежи - помочь им найти свое место в жизни, учебе, работе, бизнесе; помощь молодым семьям и другие направления.
Считаю, прежде чем молодежный центр заработает, необходимо еще раз обсудить задачи, финансирование, материальное и кадровое обеспечение. Предлагаю в течение декабря 2010 года этим вопросом заняться заместителю Главы администрации Мотыгинского района по социальному развитию и председателю постоянной комиссии районного Совета депутатов по социальным вопросам.
Считаю, что бюджетной отрасли нужно ввести муниципальное задание. Тогда мы точно будем знать, какие услуги учреждения предоставляют жителям, муниципалитету, и сколько. Срок проработки вопроса - январь 2011 года.
Социальная защита
На территории нашего района социальную поддержку и организацию социального обслуживания населения осуществляет Комитет социальной защиты населения. Основная цель – повышение уровня и качества жизни социально незащищенного населения.
На учете в КСЗН состоит более 6176 семей, а это 15 тыс. 412 жителей района, получающих различные виды социальной помощи либо социальных услуг. Только на социальную поддержку семей, имеющих детей, различных видов пособий запланировано на сумму 24 млн. 212,5 тыс. руб. (без учета средств Фонда социального страхования – а это еще порядка 7-8 миллионов за год). Выплаты мер социальной поддержки и субсидий с учетом доходов на ЖКУ – 55 млн. 406 тыс. руб.
Расходы консолидированного бюджета на социальную защиту населения в 2011 году запланированы в сумме 132 млн. 759 тыс. руб., в том числе из районного бюджета - 2230 тыс. руб., так как для повышения эффективности социальной защиты населения района необходимо обеспечить выполнение районных целевых программ.
Мы продолжим оказание адресной социальной помощи населению, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Помимо этого необходимо проводить работу на повышение статуса семьи и ее мотивации к самообеспечению. Необходимо развивать связи поколений, в том числе внутрисемейные, с целью социальной адаптации лиц старшего поколения. Именно поэтому как в крае, так и у нас в районе приняты долгосрочные целевые программы «Старшее поколение». Необходимо развивать в районе институт приемной семьи для одиноких стариков и инвалидов, законодательство сегодня предполагает такие формы устройства.
Поручаю Комитету социальной защиты населения:
- разработать и утвердить все необходимые нормативно-правовые акты по организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов до конца 2010 г.
- Продолжить работу по разъяснению населению норм действующего законодательства в части обеспечения жильем, в том числе через СМИ.
- До сентября 2011 года предоставить предложения по развитию системы оказания реабилитационных и иных социальных услуг пенсионерам и лицам с ограниченными возможностями. Подготовить проекты нормативных актов по установлению тарифов на социальные услуги, не входящие в гарантированный перечень. Причем эти тарифы должны быть обоснованными и приемлемыми.
Среда обитания
Район – это, прежде всего, поселения. Мы их называем малой родиной, а относимся иногда не по-хозяйски. Среда проживания должна быть комфортной. Состояние ЖКХ, благоустройство – некоторые считают делом второстепенным, которое подождет, или районная власть в кризисную ситуацию выручит. Напоминаю, что ответственность, согласно 131-ФЗ, лежит на поселениях, на Главах и председателях Советов, пусть даже председатели работают на неосвобожденной основе. Имущество передано, необходимо все оформить в полном объеме – поручаю администрации района обеспечить финансирование.
Имущество должно сдаваться в аренду, а средства, полученные за аренду, идти на восстановление, ремонт муниципальной собственности.
Мы с Главой администрации считаем, что также отвечаем за состояние ЖКХ. В бюджете района на 2011 год планируется предусмотреть финансирование по программе поддержки ЖКХ, энергосбережению и повышению энергоэффективности. В ней могут участвовать как поселения, так и муниципальные учреждения. Все это будет субсидироваться. Поручаю администрации Мотыгинского района в кратчайший срок разработать порядок финансирования.
Считаю, что необходимо провести инвентаризацию жилищного фонда. Убрать полуразвалившиеся строения через программу содействия занятости населения в районе либо рассмотреть возможность продажи. Составить очередность ремонта.
Поручаю администрации района предусмотреть в бюджете района на 2011 год Грант Главы Мотыгинского района по благоустройству, предварительно разработать под это нормативную базу. Используя Грант Губернатора края, Главы поселений могут реализовать часть полномочий по благоустройству.
Уверен, что эти программы помогут на местах, а местным органам власти – поощрять различные формы самореализации жителей по благоустройству территории. Считаю, что муниципальные учреждения должны стать примером. Если территории образовательных учреждений, больниц и учреждений культуры не будут соответствовать санитарным требованиям, буду ставить вопрос о недоверии руководству учреждения. Сейчас 21 век, пора научиться убирать за собой.
Штрафы, другие меры по привлечению к ответственности должны отбить привычку мусорить и портить коммунальное имущество.
Считаю первостепенным поддержать именно те проекты, в основе которых лежат не желания чиновников, а живая инициатива граждан.
Необходимо особое внимание уделить обустройству межпоселенческих дорог и транспортных участков автомагистралей, проходящих через населенные пункты. У работников дорожной отрасли не должно быть вольного представления о соблюдении технологий и стандартов. А власть должна знать, что и где делается, какие вложения необходимы. Нужно заключить договоры с дорожниками, в которых должны быть четко прописаны полномочия администрации.
Прошу ГИБДД более ответственно подойти к вопросу безопасности дорожного движения.
Один из особо острых вопросов – безопасность на паромах. Поручаю администрации района провести переговоры с Управлением автомобильных дорог (Зяблов) и определить мероприятия, которые позволят снять проблему на паромных переправах.
О власти
Необходимо наладить тесное взаимодействие между администрацией района – администрациями поселений – Главой района по линии ГО и ЧС. С 1 января 2011 года в районе должна начать работу «Единая дежурно-диспетчерская служба». Предлагаю заняться этим вопросом лично Главе администрации района. В бюджете района должно быть выделено отдельной строкой приобретение резерва по линии ГО и ЧС (уголь, трубы, котлы и пр.)
Депутатские группы в сельских и поселковых, в районном Совете должны начать работать более слаженно, особенно во время подготовки и рассмотрения вопросов на сессии. Эта работа может идти как через депутатские запросы, так и через обращения и особые запросы – интерпелляции.
Работники администрации имеют статус муниципального служащего. Служить и работать – в этих понятиях, на мой взгляд, есть разница. Работают «от» и «до», а служат 24 часа в сутки. Поэтому некоторым надо четко определиться - служба, политика или бизнес. Требую, чтобы на работу принимали только на конкурсной основе. (Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ).
Несмотря на то, что район развивается, не ждите «финансового дождя». Каждый дополнительный рубль должен стать целевым: в ЖКХ и энергосбережение; ремонт муниципальных учреждений; ремонт жилья.
В доходной части бюджета нельзя надеяться только на крупные предприятия. Должен быть наведен порядок в сфере земельных отношений, малого и среднего бизнеса, с «теневой» зарплатой и др. Поэтому прошу подключиться к этой работе как краевые, так и федеральные органы.
Не менее важный вопрос – развитие общественной инициативы. Партии, профсоюзы, совет ветеранов, инициативные группы граждан и другие объединения должны более активно участвовать в жизни района. Надо учиться работать с людьми – разъяснять, убеждать, направлять. Их активность – это серьезный резерв. Пора создать в районе ассоциацию общественных организаций.
Большая работа впереди. Будем вместе – все у нас получится.