А.В. Храмцов, глава района: «Деньги не падают с неба, их надо заработать»
- Алексей Владимирович, Вы более 15 лет работали в образовании – учителем, директором школы, руководителем управления образования Сосновоборска, Красноярска. Дайте, пожалуйста, оценку состоянию нашей отрасли и причинам реорганизации в управлении образования.
- Меня тревожит, что результаты ЕГЭ в нашем районе последние пять лет падают год от года, они ниже среднекраевых. Структура застыла в методическом и организационном плане на уровне начала 2000-х годов, и я пытаюсь через управление отраслью дать новые импульсы. Директора и специалисты управления образования побывали в школах Красноярска, познакомились с инновационными методами в Томске. Надеюсь, лето станет временем переосмысления задач, и к новому учебному году педагогическое сообщество района опыт лучших своих коллег в районе (а такие есть!), в крае и в стране возьмёт как приоритетное. Чтобы это произошло, надо освободить управление образования от несвойственных ему функций.
- Зачем нужно разделять бухгалтерию и управление?
- Закон обязывает. Есть приказ Минфина России еще от 1998 года, который ставит задачи, связанные с организацией бухгалтерского учета; в 2010 году принят ФЗ-83, регулирующий деятельность бюджетных учреждений. Напомню, что все образовательные учреждения становятся юридическими лицами. Это означает, что у каждого учреждения есть свой счет, свои деньги, которые доводятся по нормативам финансирования, утвержденным субъектом федерации, для нас – краем. Объём финансирования учреждения определяется в муниципальном задании. Деньгами распоряжаются только учреждения – никак не глава района, не управление образования. Финансирование идет из двух бюджетов: краевого (образовательный процесс) и местного (содержание зданий и др.).
Задача управления образования, которое является главным распорядителем бюджетных средств, - собрать отчеты учреждений, указать количество учащихся, педагогов, разрядность и другие составляющие для правильного формирования финансирования отрасли. А текущий бухгалтерский учет учреждения образования осуществляют сами.
Управлению образования, как главному распорядителю бюджетных средств, запрещено оказывать бухгалтерские услуги. Кроме того, оно является тем органом, который проверяет подотчетные учреждения по правильности расходования бюджетных средств. Если же управление само осуществляет бухучет - как оно само себя будет проверять? Вот пример: Рыбинская, Кулаковская и Первомайская школы перерасходовали фонд, и никто им замечания никакого не сделал, в результате в мае учителя остались без стимулирующего фонда. Про то, что три школы перерасходовали фонд, я узнал случайно из переписки в «Одноклассниках». То же самое произошло, когда у нас в феврале детские сады не получили в полном объеме деньги. Промолчали, что это чисто бухгалтерская ошибка прошлого года. Вот вам наглядный пример того, что управление не может контролировать само себя, не видит свои ошибки.
Кстати, устав управления сделан на основании типового, и в нем нет права на исполнение этой функции. У нас, к сожалению, экономика была подчинена политике. Да, Ленин был прав: политика – это концентрированное выражение экономики. Но не здесь же, не на нашем уровне! Советский принцип «учет и контроль» по-прежнему актуален. Где это есть – там порядок. Навести порядок – наша цель.
- Еще вопрос про деньги. Наш читатель Андрей интересуется о плате родителей, чьи дети отдыхают в школах района в летних оздоровительных лагерях: это только у нас или везде? Сейчас интернет нам в помощь, формулирую вопрос, и первый ответ – выхожу на сайт школы № 28 г. Киселевска Кемеровской области, читаю образец договора на пребывание детей со 2 по 28 июня 2016 года, цитирую дословно: «… организацию двухразового питания в пределах установленных норм и утвержденных денежных средств из бюджетных средств Кемеровской области – 100 рублей в день, 1800 рублей за сезон – из них 900 рублей родительский взнос, если нет подтверждённого копиями документов льготного статуса семьи; - обеспечение отдыха и развлечений за счёт добровольных родительских пожертвований – не менее 500 рублей (из них не менее 70% на развлечения, приблизительно 15% на спортинвентарь, приблизительно 15% на чистящие, моющие, дезинфицирующиеся средства, медикаменты и канцтовары)». Всего там родители платят 1400. А сколько у нас?
- В соответствии с краевым законодательством, мы установили на этот год плату триста рублей. И это не такая большая сумма за то, что ребенка в течение 21 дня будут кормить два раза в день, он будет под присмотром педагогов, медицинского работника, ему обеспечат развлечения и развитие; причем семьям, где есть финансовые проблемы, и оплата льготная. Проблема только в том, что управление образования не подготовило во-время документы для школ, не разъяснило ничего, а школы не заключили вовремя договоры с родителями.
- Бюджет района и края обеспечит финансирование своей части расходов?
- Полностью по всем статьям отдыха детей, как в школах, так и с выездом за пределы района.
- Распечатывая в редакции фотографии для выставки в школе, одна педагог посетовала, что школе не давали в этом году денег на хозяйственные расходы, и даже все деньги на текущий ремонт сняли.
- К сожалению, это еще одно подтверждение того, что оказание бухгалтерских услуг управлением образования было подчинено «местечковым политическим мотивам», решения по финансированию принимались волюнтаристски: тем деньги дам – а этим не дам. То есть не по сметам, а по непонятно каким личным отношениям.
На образование района в бюджете заложено почти ПОЛМИЛЛИАРДА рублей. И там предусмотрено все. Единственное - мы предложили собрать по школам потребность в материалах на ремонт и провести закупку крупным лотом, через управление образования доставить эти материалы. Вы же слышите на планерках, какое бывает снижение цены от среднерыночной при закупках крупных партий товаров – до сорока процентов, а полученную экономию мы можем направить на ремонты, строительство, да мало ли потребностей возникает! Но в итоге в образовании затянули сроки немыслимо, заявки не приготовили, и мы согласились: в этом году проводите ремонты по старой схеме, закупайте сами все, что нужно, а на будущий год – только объединенным лотом на все учреждения.
Следует отметить, что на сессию 23 июня мы выходим с предложением депутатам – добавить средства на ремонт школы в Южно-Енисейске, на спортивные мероприятия и по другим статьям расходов в сфере образования. Кстати, дополнительно к нормативам при формировании бюджета 2016 года я просил предыдущее руководство управления образования и бухгалтерии предоставить расчеты в денежном выражении: количество предписаний Роспотребнадзора, органов пожарного надзора и других, судебные решения – чтобы профинансировать в первую очередь требуемые ими мероприятия, а также обеспечить финансирование на устранение аварийных ситуаций и предусмотреть финансирование мер во избежание таких, где они могут возникнуть. Это, в конечном счете, безопасность наших детей и педагогических коллективов. Если по детским садикам мы получили эти расчеты – всего на 11 миллионов рублей, то по школам не смогли добиться четкой картины от управления образования. У нас всего 27 учреждений в образовании, это можно за день сделать – а мы два месяца не могли добиться.
Далека от идеальной и финансовая работа в учреждениях. Говорят мне: в детском саду не хватает средств на питание. И тут вижу – начинают ремонт. Господа, спрашиваю, это откуда, вроде бы не было предусмотрено… А мы, сообщают, за счет родительской платы. Этакая хитрость – от неразумения, потому что родительская плата может расходоваться ТОЛЬКО на содержание детей! Есть руководители учреждений и специалисты управления образования, которые совсем не изучают законодательство в своей сфере, а оно кардинально поменялось.
Я это к чему говорю: денег в бюджете хватает. Если надо сделать ремонт на миллион рублей – мы найдем этот миллион, но нужно, чтобы все было по закону. И по потребности. Побывал я недавно с нашим депутатом А.А. Симановским в Южно-Енисейской школе, обсуждали вопрос о ремонте крыши. Надо – сделаем. Иду по школе, и остановил резкий запах. Захожу в туалет. Вот по поводу чего меня руководители образования должны были трясти, требовать: дети ходят в туалет, как в 19-ом веке! Не могу смириться с таким безразличием!
- Почему такую бурную дискуссию в управлении вызвало Ваше предложение о выпускном вечере в Мотыгино?
- Я даже не понял. Просто спросил: почему бы нам не сделать общий праздник? Ребята из первой и второй школ 11 лет соперничали, была конкуренция. Окончилась учеба. Можно и нужно провести в школе свои традиционные вещи, а еще давайте сделаем объединяющее мероприятие, давайте соберем их вместе. Танцы, фейерверк, больше движения – подумайте, как сделать запоминающимся это для юношей и девушек.
- Кстати, о традиции. Традиционный для Мотыгино вопрос уже 10 лет: о...
- …бане. Понимаю, что хотелось бы решить его скорее. И главе поселения мы обещали при необходимости откорректировать бюджет. А сейчас работают проектировщики. Надо найти участок земли, где можно провести канализацию, согласовать строительство с Роспотребнадзором. Я противник принятия решений без участия профессионалов. Начали строить храм без проекта – столкнулись с рядом проблем: подмывают талые воды, нет канализации и другие, сейчас их решают. То же и с баней. Пусть подготовка будет дольше, только чтобы потом стояла она десятки лет без проблем. Строить надо так, как деды наши делали, основательно и качественно. Скорее всего, будет она недалеко от старой бани, установим систему очистки. Но, конечно, последнее слово – за проектировщиками, они рассматривают несколько вариантов.
- Год назад был у нас в районе заместитель председателя правительства края Ю. Н. Захаринский и с удивлением отмечал, что район не участвует ни в одной краевой программе. А как сейчас?
- Еще к концу 2015 года мы максимально постарались войти в них. Плохо, что край программы сокращает – по понятным причинам, но мы находим варианты. Вот сейчас заброшен пробный шар – договариваемся, чтобы нам учитывали в наших расходах районные программы. Предлагаем, к примеру: мы сами построим физкультурно-оздоровительный комплекс, а вы нам учтете его на два года и не будете деньги забирать. Две недели обсуждают в правительстве, в принципе, и председатель правительства, и министр финансов края не возражают, губернатор строительство ФОКа поддерживает. Надеюсь, они разрешат свои сомнения в нашу пользу. Но нужно понимать, что в крае ситуация с доходами сложнее, чем у нас в районе. Самое главное – наши предприятия развиваются. Они вкладывают в свои основные фонды – в нашу территорию – миллиарды рублей, это будет работа, рабочие места, налоги. Мы не только держимся благодаря нашим предприятиям, но и можем планировать развитие.
- Наверное, поэтому Вы говорите, что чиновники должны помнить: они работают за деньги, которые заработаны в ГОКе, НОКе, на «Магнезите» и других предприятиях района.
- В бюджет района деньги не падают с неба, их надо заработать. Жаль, не все это понимают. Недавно пришел отец с сыном, молодой здоровый мужчина требует: «Сделайте моему отцу ремонт». Спрашиваю: а сам почему не можешь своему отцу помочь? Или в Раздолинске женщина требует: государство должно мне отремонтировать… Сама стоит в захламленной ограде, даже её не хочет привести в порядок. Да государство – это мы с вами! Оно пенсионерам обязано, немощным, сиротам. Если есть право льготы – по закону оно и будет предоставлено. А бюджет района – это деньги налогоплательщиков. Нас в районе большая семья - 15200 человек, и чтобы дать больше кому-то одному, надо забрать – по большому счету – у всех остальных. Когда говорят, что какие-то блага нам даются бесплатно, надо понимать, что бесплатного ничего не бывает, потому что не бывает труда бесплатного, он всегда с затратами.
Кстати, я сторонник платных услуг. Это порождает ответственность исполнителей, спрос с них. Заплатив 300 рублей за лагерь при школе, родители начинают понимать, куда ведут ребенка, зачем. И поинтересоваться надо: а было ли это, мой мальчик, моя девочка? Чем вы занимались? В то же время школа, получая деньги, будет понимать - она должна их отработать.
Вот так наступает зона ответственности. Мне кажется, у нас с этим проблема. В чем она выражается? В грязных дворах, в нежелании понимать, как устроена та или иная система, когда просто врезаемся в водопроводную сеть, или получаем тепло, а за него не платим. В райцентре асфальт кладут не марсиане, сами мотыгинцы – в ливень! Для себя же, сами каждый день здесь ездят. И по Красной горке тоже…
А еще ответственность возникает тогда, когда ты во что-то вкладываешься. Мы можем здесь жить нормально, даже хорошо. Но только в том случае, если поймем, что у каждого на своем месте есть свое поле деятельности и своя ответственность. И это все чего-то стоит. Постоянно слышу жалобы на мусор. Почему все завалено мусором? Потому что нет никакой ответственности. Никто не наказывает тех, кто валит мусор, не интересуется, куда его вывозят, как его утилизируют. Платит бюджет. Но это наши деньги, деньги жителей Мотыгинского района. Чтобы мы жили безопасно, сыто, красиво, мы должны отвечать за свое дело, каждый на своем месте делать его качественно, и в то же время за свою работу получать. Вот и вернулись к вопросу оплаты услуг.
Мне говорят: да у нас всегда было без договора, без денег. Если мы хотим жить так, как оно было всегда, то по-прежнему будем без дорог, с мусором и хамским отношением со стороны людей власть предержащих.
- На информационном канале и интернет-сайте Красноярска появилась информация о разрушении детского сада, цитирую: «Напомним, экс-глава красноярского управления образования Алексей Храмцов, комментируя свою отставку, заявлял, что был против строительства садика в этом месте». Возможно, эта информация послужила основанием новой волны слухов о том, что Вас забирают в Красноярск.
- Не хочу я никуда отсюда уезжать. Здесь своя специфика и свой драйв, своя правда жизни. Мне здесь нравится. А если есть вопросы – я открыт для всех: телефон, сайт администрации, социальные сети. Спрашивайте. Есть проблемы? Давайте обсуждать и вместе выход искать.
Беседовала Галина Игнатьева