О бюджете, и не только
После 7-й сессии райсовета наш корреспондент попросил депутата районного Совета от КПФР Николая Ивановича Макарычева высказать свою точку зрения о принятом в первом чтении бюджете на 2011 год.
- При формировании бюджета использован многолетний экономический опыт, опыт налоговой политики, принципы практической жизни района, а также новые принятые нормативные документы и те документы, которые вступят в силу с 01.01.2011 года.
Доходная часть бюджета сформирована по принципу конъюнктурных доходов, то есть речь не идет о развитии производства в районе, о создании новых рабочих мест и притока финансов в казну района. Бюджет района, в основном, построен в зависимости от мировых цен на лес, золото, свинцово-цинковый концентрат…
Можно сказать, что бюджет 2011 года, 2012 и 2013 годов не лучше, наверное, и не хуже предыдущих лет. Но если учесть, что около 15 лет непроизводственные мощности (в лучшем случае) остаются прежними, а объекты социальной сферы с каждым годом катастрофически теряют свою значимость, то такой бюджет назвать созидательным не представляется возможным. Судите сами: собственные доходы 2011 года – 177 млн. руб.; 2012 г. – 177 млн. руб.; 2013 г. – 177 млн. руб.; общий объем доходов в соответствующие годы – 621,556; 654; 654 млн. руб.
Судя по этим цифрам, одна из важных частей бюджета по формированию доходов – работа с крупнейшими налогоплательщиками по увеличению поступления доходов в бюджет - включена формально. На данном этапе считаю, что объем собственных доходов по соответствующим годам должен составлять 300 млн. руб.
В процессе изучения представленных материалов, обсуждения их на наших слушаниях, в ходе рассмотрения бюджетного послания на заседаниях бюджетных комиссий я убедился в том, что наш бюджет на эти годы далеко не бездефицитный. Думаю, что к определению дефицита бюджета на 2011 год нам все-таки придется вернуться в самом скором времени.
То, что работа с основными плательщиками и по увеличению налогов в бюджет не доведена до логического понимания и требуемых объемов – весьма очевидно. И нельзя не согласиться с аргументами главы района, что за те 2 млн. руб. лесных податей, принесенных в бюджет, пусть лучше наш лес остается на корню. Есть и другие аргументы, которые вызывают недоумение от экономической политики по отношению к нашей товарной продукции. Думаю, что аппарат администрации района не проявляет в этом направлении наступательных действий.
Несколько слов о расходной части бюджета на 2011 год. Эта важная составляющая часть бюджета выполнена, мягко говоря, некорректно. Нужно отдать должное финансово-экономическому управлению администрации района, они смогли сформировать хотя бы то, что мы сегодня можем обсуждать.
Если профильные комитеты и делали какие-то движения (в большей части депутатами, которые работают в бюджетных учреждениях), то работа остальных комитетов не была значимой. Лишь накануне этой сессии бюджетные учреждения администраций сельских поселений заявляли намерения по формированию бюджета на заседаниях бюджетной комиссии - в декабре 2010 г. Эта работа должна быть проделанной хотя бы в октябре, с участием профильных комитетов и заместителей главы администрации района. Тогда бы расходная часть бюджета была более реальной и скорректирована депутатами райсовета более грамотно, с учетом требуемых приоритетов.
Считаю, что в этом процессе отрицательно сказалась кадровая политика администрации района. За один год – три заместителя по руководству основными и важными направлениями жизнедеятельности района.
Бюджет наш, к сожалению, носит профицитный характер. Бюджет 2011 года – дотируемый (из 650 млн. руб. более 450 млн. дотации). В связи с этими параметрами по нормативным правилам мы ограничены в принятии профицитного бюджета. А так как наш бюджет дотируемый, у нас ограничена возможность на нашем уровне увеличить заработную плату не на 6,5%, а хотя бы на 10%, и не с 1 июля 2011 г., а с 1 января 2011 г. Мы прекрасно знаем, что индексация заработной платы работникам бюджетной сферы не осуществлялась в 2010 году, а рост цен увеличивался.
- Что бы вы могли сказать о дальнейшей процедуре прохождения бюджета, и какую точку зрения разделяете по порядку его прочтения и что хотели бы донести до своих избирателей?
- Считаю, что мы правильно поступили и не стали принимать бюджет на 2011 год сразу в двух чтениях. Нужно все-таки еще дать время всем участникам бюджетного процесса, главам поселений в установленные сроки (до 28 декабря) совместно с исполнительной властью района определить окончательные жизненно необходимые приоритеты под имеющиеся средства в расходной части бюджета.
Хотелось бы обратиться к исполнительным органам власти, чтобы предусмотренные средства расходовались именно на те цели, на какие они предназначены. К примеру, если средства заложены на оздоровление детей, то пускать их на ремонт котельных агрегатов, мягко говоря, неэтично.
Хотел бы обратить внимание руководителей района, чтобы пока еще «пришлые» заместители осторожнее «махали пером» в части закрытия, переселения и неперспективности отдельных наших поселений. С тех пор, как существует статус поселения, люди имеют равные права на всей территории района в части социальных вопросов.
Также хотелось бы напомнить Андрею Юрьевичу Терещенко о моем открытом письме, в котором я говорил о непростом принятом наследстве, и в связи с этим заметить, что 31.12.2010 г. «карт-бланш», который у него был, закончится. Думаю, что подготовка бюджета на 2011 год послужит ему серьезным основанием для разговора со всеми службами, муниципальными служащими своего кабинета.
Наталья МОРОЗОВА.