Жить – чтобы созидать
На вопросы редакции отвечает глава района А.В. ХРАМЦОВ
- Алексей Владимирович, на планерке в администрации района на этой неделе Вы жестко разговаривали со специалистами, которые курируют транспортную сферу, за то, что в течение недели не могли решить проблему с организацией пассажирских перевозок в райцентре. Понимаю, что это компетенция поселковой власти, и все же – что-то удалось сделать?
- Частично. Проблемы райцентра, да и не только Мотыгино, годами копились, их просто откладывали. Соглашусь - есть сложности, связанные с управлением поселков и района с содержанием дорог; не надо говорить, что раньше этого не было. Мне тут на совещании заявили: и хуже дороги были, а автобусы ходили. Было, но это другая жизнь была. Молодцы работники ГИБДД, что так жестко требуют безопасности, требуют наличия контракта. Постепенно наведем порядок. Кстати, райцентру на содержание дорог мы впервые не полтора, не два млн рублей заложили – восемь миллионов, почти 24 миллиона на три года, чтобы дороги содержались качественно. Рассчитывали, что этим займется наше дорожное предприятие, но аукцион прошел – и никто не заявился. Сейчас снова очистили дороги по краткосрочному договору, придется опять выходить на торги на сайте госзакупок. Дороги должны содержаться постоянно, а не от случая к случаю, и качественно, что совершенно справедливо требуют жители.
- Еще одна тема с планерки - чем вызвано поручение руководителю управления образования о том, что нужно менять приоритеты в образовании, строить работу таким образом, чтобы готовить ребят к инженерным профессиям?
- И не только инженерным. Сегодня производство становится настолько наукоемким, что появляются рабочие профессии, которые требуют высшего или как минимум среднего специального образования, причем именно технического, инженерного. Не где-то далеко – на предприятиях нашего района, это заказ промышленности.
Но у нас в образовании ситуация напряженная. Первое, почему меня беспокоит образование. Сегодня дети получают аттестаты на основании итоговой аттестации, которая проводится в форме ЕГЭ. К сожалению, статистика печальная: последние несколько лет средний балл ЕГЭ выпускников Мотыгинского района снижается, он ниже среднекраевых уровней. Это не я придумываю, данные министерства образования края, открытые, у них на сайте. Второе. С прошлого года пошли жесткие ограничения по приему на бюджетные места в вузы, с баллом ниже 60 по ЕГЭ просто не берут. А со следующего года такое ограничение распространится и не на бюджетные места. Это говорит о том, что для большинства выпускников наших школ поступление в высшие учебные заведения будет закрыто.
Для решения этой проблемы, на мой взгляд, потребуется 3-5 лет работы, не меньше. Что касается насыщенности образовательных учреждений современным оборудованием – с этим у нас все нормально. В школах есть интерактивные доски, компьютеры. Но есть сложности с использованием этого современного оборудования и с использованием новых современных программ, а инженерное образование без использования таких программ просто невозможно. К большому сожалению, сегодня в школах недостаточно развивают системы межпредметных связей, которые формируют познавательные интересы и способности ребят. Это новые технологии, им нужно учиться. Мы начали этот процесс, педагоги выезжали в школы Красноярска, Новосибирской области, на семинары, где рассматривались во-просы современного образования.
Я не вмешиваюсь в образовательные процессы. Задача моя в том, чтобы создать возможность работы, помочь в выборе направления, приоритета, если хотите – в осуществлении государственного заказа по качественной подготовке следующего поколения. К сожалению, некая инертность очень мешает. Купили новое оборудование в Центр подростков – оно почти год пролежало. Сейчас, наконец, начинаю получать обратную связь, когда приходят руководители образовательных учреждений с новыми проектами: «А давайте это сделаем…». Давайте.
- От общего к частному. Был вопрос об оплате льготного проезда работникам образования за прошлый год, он решается?
- С прошлого года все расходы, связанные с содержанием педагогических работников, – это средства краевого бюджета. Получилось так, что сумма, заложенная на льготный поезд, оказалась недостаточной. В ноябре 2016 года для корректировки бюджета в управлении образования её просчитали правильно – по факту, но в краевом бюджете свободных денег уже не было, долг ушел на 2017 год. Руководитель управления образования представил в профильное министерство края необходимые документы, я держу это на контроле - буквально на прошлой неделе меня заверили, что недостающие суммы на льготный проезд нам отдадут. Понимаю, что в каждой семье, где потратились на отдых, на эти деньги рассчитывают – и как только край нам их вернет, они немедленно будут перечислены по образовательным учреждениям.
- Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, подробнее о программе поддержки специалистов.
- Да, мы приняли уникальную программу, такой нет ни в одной территории нашего края. Если, например, краевая программа поддержки педагогов, которые решат работать в сельской школе, составляет 350 тысяч рублей, то наша муниципальная – 500 тысяч. Квота – 10 специалистов в здравоохранении, образовании, культуре и соцзащите. Мы столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров в бюджетной сфере, нам нужны педагоги и врачи, работники культуры. По информации главного врача районной больницы А.В. Кудрявцева, у них уже есть договоренность, после окончания интернатуры к нам приедут врачи, причем «из первой десятки» - с качественными знаниями.
Кстати, надо отметить, что кадровые проблемы здравоохранения решаются успешно. Приехал специалист в Южно-Енисейский ФАП, проходит подготовку для Бельского ФАПа. Больницы оснащаются новым оборудованием: получили два санитарных автомобиля, реанимационное оборудование для хирургического отделения и многое другое – газета уже писала об этом; в 2017 году ожидается поступление передвижного флюорографа. Открыли новый ФАП в Бельске, в Раздолинске вместо больницы тридцатых годов прошлого века будет новый больнично-поликлинический комплекс. Если позволят средства бюджета, мы сможем для специалистов и жилье там купить. При этом опять же хочу подчеркнуть, что все это – в рамках утвержденных депутатами райсовета программ, а стоимость квадратного метра в размере около 39,6 тыс. рублей утверждается постановлением правительства края. И квартиры эти, если удастся купить, мы не дарим, они остаются муниципальными.
- К слову о деньгах. На последней сессии райсовета некоторые депутаты говорили, что если в районе начать строить, то люди останутся без зарплаты, район станет банкротом… Такое возможно?
- К сожалению, эту дезинформацию вбрасывали люди, которые вообще-то разбираются в бюджете. Зачем они вводят население в заблуждение – спросите у них. Я просто коротко поясню, что бюджет – это сбалансированный документ. Главное: в нем расходы равны доходам. Если доходы недополучены – не могут осуществляться расходы. У нас казначейское исполнение бюджета, и если в бюджетной росписи стоит определенная сумма на зарплату или на питание в детских учреждениях – мы не сможем потратить эти деньги ни на что другое, платежные документы просто не пропустят через министерство финансов края, через федеральное казначейство. Все деньги под контролем, до последней копейки – в прямом смысле этого слова.
На сессии еще один депутат сказал: не трогайте нашу идентичность. Идентичность в чем – в том, чтобы в 21 веке развозить воду в бочки по домам, как это делается в доброй половине райцентра?! Чтобы отказываться от современного оздоровительного спорткомплекса, который следует построить в райцентре для привлечения молодежи – а наша молодежь не хочет здесь оставаться, им надо жилье и соцкультбыт другого уровня, соответствующего тому, что они видят в краевом центре и даже в соседних районах. Был я в п. Ангарском в Богучанском районе, который немного больше нашего Рыбного с двухтысячным населением. Там по улицам – канализационные люки с металлическими крышками, то есть имеется канализация; там строят кирпичный детсад. Ориентироваться надо на лучшее, а не на то, что было сделано 50 лет назад. Спасибо тем, кто это сделал и поддерживает, но меняются времена – меняются требования, давайте будем и жизнь нашу менять в соответствии с требованиями времени.
Понятно, что опыт был в районе негативный, взять хотя бы туалет в райцентре по цене квартиры - почти за 400 тысяч рублей; но даже если никого не привлекли к ответственности за явные злоупотребления, это же не значит, что надо остановиться теперь и ничего не делать.
А кто громче всех кричит «держи вора» - думаю, у нас все знают. Жаль только, что крики эти раздаются от анонимных граждан на просторах интернета, где все общаются и пишут под своими фамилиями. И ни-кто не задаст вопрос: а прячутся-то эти зачем? Ответ прост: анонима не привлечешь к ответственности за ложь и клевету.
- Район – это не только Мотыгино с неутихающими страстями. Какие вопросы жизнеобеспечения района сейчас считаете самыми актуальными?
- Работаем по транспортной доступности. Чтобы было удобно и населению, и промышленности, пытаемся решить вопросы со вторыми паромами на Тасеевой и Ангаре на период навигации. Удержать авиаперевозки. Дороги – это тоже доступность территории. В этом году надо закончить ремонт дороги Рыбное – Мотыгино, пробиваем возможность капитального ремонта дороги Мотыгино – Раздолинск, там проблемы, конечно, серьезные.
Продолжим поддержку «Тройки». И речь уже не об автобусах, мы их каждый год покупаем, а о качестве обслуживания. В первую очередь – автовокзал. Там сейчас, мягко скажем, неуютно. Думаем, как облагородить, изменить ситуацию. А еще хочется, чтобы был единый билет с продвижением из Мотыгино хоть до Москвы. Чтобы мог один взрослый посадить, например, свою немолодую маму в Партизанске на автобус и в мобильном телефоне – по маячку - отслеживать её движение, предупредить родственника, во сколько и где её встретить в Мотыгино или в Красноярске. Пока есть ограничения с учетной политикой, но современные технологии позволяют развивать сервис – пора думать, как это лучше реализовать. Для этого нам нужны средства.
- Думаете, предприятия будут платить больше за аренду земли?
- Здесь такая тонкая грань… Понимаю удивление и возмущение руководителей производства, а с другой стороны – не понимаю. Налоговая система построена таким образом, что большая часть гигантских отчислений районного производства – это, напомню, 11 миллиардов рублей в 2016 году – идет мимо нашего районного бюджета. Товарной продукции в районе произведено на 30 миллиардов рублей. Мы надеемся на повышение платежей на 100 миллионов. И я прошу понять меня, коллег - депутатов райсовета: мы приняли решение, в соответствии с которым предприятия заплатят в районный бюджет больше, на эту сумму у них уменьшится прибыль – меньше заплатят налога в другие бюджеты. Арифметика проста. Есть там, правда, нюансы – некоторые из прибыли получают дивиденды, но работая на территории района, извлекая прибыль, надо же и о территории подумать. Району надо развиваться.
Сейчас на сайте у нас уже полгода установлена Доска Почета района. «Прииск Удерейский» представил своих лучших тружеников, ветеранов производства, уважаемых людей. Тех, кто создавал район, кто созидает, кто своим трудом его преображает. Давайте, и мы начнем жить по-другому, станем созидать. А иначе зачем все это…
Галина ИГНАТЬЕВА