Александр УСС, врио губернатора Красноярского края: «Сейчас на очереди строительство моста через Енисей в районе Высокогорска»
Временно исполняющий обязанности Губернатора края Александр Усс провел рабочую встречу с главными редакторами государственных районных и городских газет. Приветствуя руководителей печатных СМИ, он отметил, что на сегодняшний день региональная пресса остается надежным источником информации для большого числа жителей края, общий тираж государственных газет – 154 тысячи экземпляров. Александр Викторович дал редакторам характеристику экономического положения в крае и ответил на вопросы.
О делах
За четыре месяца мы сделали серьезные кадровые изменения. Руководство краевого центра сменилось практически полностью, для этого были причины и соответствующий момент – выборы главы города. Решение назревшее, правильное, при этом изменения и в городе, и на краевом уровне были сделаны максимально корректно, обеспечивая работу тем, кому пришлось покинуть свои должности, в соответствии с их возможностями и желаниями.
На краевом уровне тоже изменения достаточно серьезные, ряд министров покинул свои посты. Всем сказали добрые слова, тем более, что большинство их работали с полной отдачей сил. Перемены вызваны тем, что у нас изменяется акцент в работе исполнительной власти и правительства в том числе. Я стремлюсь к тому, чтобы правительство было более самостоятельным, более ответственным органом как перед губернатором, так и перед населением. Правительство по-прежнему возглавляет Виктор Петрович Томенко. В целом команда, которая стоит во главе исполнительной власти края, будет за редким исключением сохранена.
Исходя из того, что у нас огромный край и очень много задач приходится решать руководителю правительства, у него должно быть два заместителя – по экономике и социальной сфере. Юрий Анатольевич Лапшин курирует весь экономический блок. С другой стороны, я принял решение ввести еще одного вице-премьера – по социальным вопросам. Это Алексей Викторович Подкорытов, он курирует весь социальный блок. Выбор мой сознательный, определён рядом обстоятельств: Алексей Викторович у нас руководил краевым здравоохранением, кроме этого, он доктор наук и, естественно, имеет представление об образовании и высшем в том числе; он возглавлял госпиталь ветеранов – социальное учреждение, которое давало возможность изучить систему социальной защиты, пенсионную систему и так далее. С задачами социального блока он справится.
Принципиально важным кадровым решением, на мой взгляд, было приглашение на должность вице-премьера, который курирует инвестиции, Сергея Викторовича Верещагина. Он красноярец, возглавлял у нас соответствующее министерство, затем он работал в Москве в должности зам. министра на федеральном уровне. Федеральный опыт - это очень хорошо, инвестиции предполагают знание коридоров власти. Почему важно для нас: основным экономическим приоритетом в управлении на ближайшие годы я считаю резкое усиление инвестиционной деловой активности. Выступая в ноябре прошлого года на съезде депутатов всех уровней, я говорил, что мы должны это сделать, потому что в последние три года у нас в крае не стартовал ни один значительный инвестиционный проект. Мы нарастили социальную инфраструктуру, появились новые школы, большое количество детских садов, но все это надо содержать. Денег нам на все это не хватит, если мы остановимся в своем развитии. Поэтому старт крупных инвестиционных проектов для нас – вопрос принципиальный.
Вторая составляющая инвестиционных дел – развитие деловой активности на территории, особенно в сфере сельскохозяйственного производства. Мы гордимся тем, что у нас высокая урожайность, серьезный валовый сбор зерна, но в основе этого – успехи ограниченного количества крупных индустриально работающих хозяйств, их не более 30, а все остальные мелкие формы хозяйствования, подворья, от которых люди живут, не имеют ни рынков сбыта, ни поддержки, и это плохо. Мы не должны жить только за счет дохода от таких крупных предприятий, как «Норникель», «Русал», СГК и так далее.
Сегодня мы распределяем порядка 84 миллиардов рублей на территории. Половина нашего бюджета идет на безвозмездные поддержки территорий. Абсолютное большинство муниципалитетов являются глубоко дотационными, а в некоторых территориях не хватает средств даже на содержание собственной администрации, не говоря уже о школах, клубах, дорогах и прочем. Это ненормально. Дело не только в деньгах, а в том, что люди должны иметь осмысленное занятие, и в этом им надо помочь. Поэтому развитие так называемого мелкотоварного производства, стимулирование всего, что можно сделать на земле – это второй крупный блок того, чем должно заниматься наше министерство.
Итоги 2017 года
Год мы завершили нормально, плановый дефицит бюджета составлял 15 миллиардов рублей, по факту сократился до 4,8 млрд. Мы экономили, но все свои социальные обязательства край выполнил. Если говорить об экономических показателях, они тоже вполне приемлемы. По предварительным данным индекс промышленного производства в крае составит 107 процентов, в России - 102. На общем фоне край выглядит довольно убедительно. Можно без лишних пафосных слов говорить, что кризис мы в очередной раз прошли и начинаем движение вперед.
Но у нас есть два неприятных момента в экономическом состоянии. Первое – это снижение темпов строительства. Показатели ниже прошлого года, и главным образом, в жилищном строительстве, поскольку спрос уменьшился; отсюда мы имеем проблему обманутых дольщиков, как и во многих регионах России. У нас 14 проблемных домов, и хотя есть перспективы решения, но это непростая задача. Второе – село, точнее, растениеводство. В 14 районах в конце сентября выпал снег и не растаял. Поэтому снизились и общие показатели в этой сфере, вместо ожидаемых 24 центнеров с гектара урожайность 22, не получен запланированный валовый сбор зерна. Никаких проблем продовольственной безопасности это не составит, в крае избыток зерна и даже есть проблемы с его реализацией, цена ниже прошлогодней. Но негативное влияние на экономическое положение ряда предприятий это оказало, оно непростое.
Перспективы
Мы приняли бюджет 2018 года в сбалансированном виде, но нам предстоят серьезные расходы по завершению подготовки к универсиаде. Кроме того, в бюджете могут быть непредвиденные обязательства – это я пока не комментирую, поскольку ситуация касается не только края, но и страны в целом. Надеюсь, будет системное решение на уровне федерации, которое коснется и бюджетной сбалансированности Красноярского края.
Визит Владимира Владимировича Путина, который был неделю назад, я назвал историческим. Когда он планировался, мы ожидали, что решения буду ограничены двумя заявленными вопросами. Первый - подготовка к универсиаде, что очень важно и для края, и для России, поскольку это крупнейшее международное событие после Олимпиады в Сочи, универсиады в Казани. И вторая тема – экологическая. Президент, как мы и ожидали, потребовал оздоровления ситуации. Но нам еще удалось инициировать и получить поддержку президента по целой группе очень важных вопросов, которые волновали красноярцев.
Мы получили поддержку президентом идеи о необходимости создания макрорегиона «Енисейская Сибирь» в качестве приоритетного президентского проекта. Эта идея задумывалась мною несколько месяцев назад. Когда мы начали завершать реконструкцию аэропорта, я предложил наполнить новый терминал региональным содержанием с условным названием «Дети одной реки», чтобы чувствовалась душа Сибири, душа Красноярского края, имея ввиду особенности народа, героев нашей земли, которые живут по енисейским берегам, начиная от Тувы, заканчивая северными территориями. Мне хотелось показать культуру, быт, этнографию, достижения нашего огромного континента. Эту идею собственник поддержал, и на мой взгляд, наш аэропорт – один из самых теплых, красивых с точки зрения оформления в стране.
Когда осенью мы начали задумываться об экономических перспективах нашего края, пришли к выводу, что здесь прорастают крупные масштабные проекты, которые находятся в большой степени готовности. Они предполагают взаимодействие крупных компаний и являются межрегиональными, выходят за пределы Красноярского края и касаются Тувы и Хакасии. Взять хотя бы строительство железнодорожной ветки Кызыл – Курагино. Реализация проекта начнется уже в сентябре. Это касается Красноярского края по многим параметрам. И то, что частично пройдет по нашей территории. И то, что край получит хороший выход на восток (Монголия, Китай). Рядом с железной дорогой предполагается активная геологоразведка, а затем разработка месторождений полезных ископаемых.
«Русал» заявил о проекте «Технологическая долина», который касается Красноярского края и Хакасии. Хватит делать только сырье. В ареале Красноярского и Саяногорского алюминиевых комбинатов он планирует в течение трех лет развернуть около сотни производств по переработке алюминия, причем без своего влияния, но предоставляя сырье, технологии и для развития, может быть, даже финансы. В этом году «Русал» наметил начать перевод в Красноярск своего центрального офиса из Москвы. Это очень хорошо, это социальные лифты для молодежи, принятие решений на месте, содействие развитию территории.
На базе аэропорта «Черемшанка» планируется создать так называемый сухой порт. Над краем пролетает около 4,5 млн тонн груза, поскольку здесь проходит трансполярная трасса. Если хотя бы 250 тысяч из них будет приземляться в Красноярске, а отсюда распределяться через железную дорогу и автомобильный транспорт, то этот мегапроект может положительно сказаться на экономике и края, и окрестностей. Именно поэтому во время визита президента мы вновь вернулись к разговору о строительстве железнодорожной ветки в аэропорт, и речь идет не только о пассажирском экспрессе, но и о необходимости железнодорожного пути к грузовому хабу.
Наш вклад в этот проект: после визита президента я был в Норильске, вместе с Потаниным мы обсудили возможность создания авиационного каркаса для проекта «Енисейская Сибирь». У нас есть «КрасАвиа», у них – мощная авиакомпания «Нордстар», авиарейсы осуществляет по краю и по России, там современные суда. Создание авиационного каркаса жизненно необходимо и экономически обоснованно. Посмотрите: мы семь млрд вкладываем в строительство первой краевой, это будет другая больница. У нас другой становится 20-я, БСМП. При наличии регулярного авиасообщения зачем, например, в Туве строить кардиологический центр – если будет надежное авиасообщение, 2-3 рейса в сутки, то час полета, и пациенту в Красноярске сделали операцию. Интеграция на Красноярск при помощи авиации нам очень нужна.
Важный северный проект «Нижнее Приангарье». Была построена ГЭС и Богучанский алюминиевый завод. Сейчас на очереди - строительство моста через Енисей в районе Высокогорска. Это необходимо не только для золотодобытчиков Северо-Енисейского района, где добывается 20 процентов всего золота России, но и для развертывания ряда производств, в том числе – сурьмы. Такое месторождение есть, но нет дорог, а нужны большие объемы грузоперевозок. При реализации этого проекта Красноярский край (и Россия) выйдет на второе место в мире по производству сурьмы. Если в районе Лесосибирска мы перестроим железнодорожные пути, а их там не хватает, будет мост, то у нас реальным станет строительство ЦБК, который является необходимым, чтобы расширить переработку древесины и создать попутное лесохимическое производство.
Проектов у нас очень много. Важно, что президент предложение о создании инвестиционного территориального проекта под условным названием «Енисейская Сибирь» подписал, направив в правительство страны Дмитрию Анатольевичу Медведеву с резолюцией: «Прошу поддержать и разработать конкретные предложения». Поэтому наш экономический форум станет не московским в очередной раз, а сибирским, красноярским, где мы будем обсуждать конкретные механизмы реализации нашего проекта.
Экология
Такая ситуация складывалась 50 лет, разрешить её сразу невозможно. Президент откликнулся на историческое ожидание всех красноярцев: «Мы будем строить метро», - сказал он. И еще по теме экологии, он поставил одну серьезную задачу, дав поручение разработать соглашение между правительством Красноярского края, правительством России и наиболее крупными налогоплательщиками-загрязнителями. В это соглашение можно включить многое, в том числе снос ветхого жилья, где есть печное отопление.
ПОСЛЕ ВИЗИТА ПРЕЗИДЕНТА подготовлено семь документов, на все мы получили положительную резолюцию, и теперь наша задача – развернуть активную работу с федеральными министерствами и ведомствами, чтобы те возможности, которые нам открыл президент, воплотить в жизнь.
Актуально
Отвечая на вопросы редакторов, врио губернатора обратил внимание на несколько способов решения проблемы загрязнения окружающей среды:
- Действительно, старые автомобили, которым 10-15 лет, достаточно серьезно влияют на экологию, как и угольные котельные. Но экология - это всегда самоограничение. Надо запрещать топить чем попало и как попало. Есть современные угольные котельные, даже миникотельные для частных владений, которые практически не дымят. Вреден не уголь, а способы его сжигания. Есть у нас и перспективы газификации, скоро я подпишу схему магистрального газоснабжения Красноярского края, она приблизительно просчитана. В течение 5 лет магистральный газ на территорию края придет, газопровод будет стоить не менее 60 миллиардов рублей, и я надеюсь, не мы будем оплачивать, потому что магистральный газ – это большие деньги и большие технические сложности. А вот разводку его по городам и весям делать придется.
Наша задача сегодня - как убеждать людей и как переходить на использование угля в цивилизованных формах. Они тоже есть, в СУЭКе (Сибирская угольная энергетическая компания) нашли технологический способ изготовления экологически более безопасных брикетов, которые можно использовать без модернизации котельных и в обычной печи. Вопрос массового распространения этого топлива - два-три года. Но надо думать о цене, чтобы приобретать такое топливо.
Снос ветхого жилья. Программа закончилась в прошлом году, в крае её выполнили, переселили шесть тысяч семей. На этот год только краевая программа, всего на 600 млн рублей и всего на два города – Енисейск, где готовятся к юбилею, и Красноярск - расселять развязку с четвертого моста. Федеральная начнется с 2019 года, мы сейчас формируем заявки. Кстати, президент во время визита в Красноярск спросил, сколько надо денег на ветхое жилье. С 2019 года, надеюсь, начнет работу не менее масштабная программа по переселению из ветхого жилья, чем та, которую мы выполнили.
Дотационные районы. О мерах, которые должны предпринять местные власти, чтобы территории были менее дотационными. Вы правы, Главы заложники ситуации по разным причинам, в том числе из-за того, что все больше полномочий мы забираем на краевой уровень – это школы, детские сады, больницы. И дел по большому счету мало остается, и спрос меньше. Главы отучились проявлять активность. Недавно мы провели Губернаторский совет, где главы могли выступать сами, участвовать в решении краевых проблем, и мы могли ставить им задачи. Речь шла об улучшении собираемости разного рода платежей, которые идут в доходы территорий. У нас нет нормального кадастрового учета, слабо собираются налоги с недвижимости и многое другое. По параметрам сбора источников платежей, которые находятся на земле, Красноярский край отстает от соседей не на проценты – в разы! Методика деятельности в этом направлении до глав будет доведена. А деловая активность зависит от них – только собственными силами надо подняться, найти людей с желанием работать, таких много, во всех районах есть люди, ведущие производство продукции животноводства, есть мастера и мастерицы, создающие шедевры ручного труда, их надо организовать, помочь в организации сбыта продукции.
Есть английская пословица: в городе только тогда будет чисто, когда каждый будет мести улицу у своего порога. Это характерно как для собственно чистоты, так и для жизни вообще. Надо избавляться от синдрома голландской болезни - где есть мощные сырьевые предприятия, там есть проблемы с активностью людей. У нас 40 миллиардов дает в бюджет Норильский никель, а доля малого бизнеса совсем незначительна, тогда как во многих странах именно малый бизнес обеспечивает занятость населения и более половины доходов бюджета.
Сельское хозяйство. Мы не можем вывезти излишки зерна ни на восточные порты, ни на Новороссийск, поэтому нужна его глубокая переработка. Завод такого типа стоит 10-12 миллиардов рублей. Этот проект тоже вписывается в «Енисейскую Сибирь», и это системное решение для всех сельхозпроизводителей. Но строить его надо при содействии всех районов сельхозтоваропроизводителей. Потребность в заводе глубокой переработки зерна прежде всего есть у западной и южной группы районов, где самый высокий уровень его производства. Почему при участии всех хозяйств из районов? Чтобы они были заинтересованы в поставках зерна на завод, чтобы видели в нем свое детище. Мы помним, как в процессе приватизации акции молокозаводов были переданы сельхозтоваропроизводителям, потом их аферисты обманули, акции скупили, но не умея работать, угробили эти предприятия, а теперь мы в зависимости от разных данонов, арко и прочих. Если бы селяне держались за эту собственность, модернизировали, то не было бы зависимости и не было бы проблем. Нам очень не хочется, чтобы подобное повторилось с заводом по переработке зерна. Поэтому если начнем строить, сделаю все от меня зависящее, чтобы крупные товаропроизводители зависели от успехов этого предприятия.
Завершая встречу, врио губернатора края подчеркнул: самое главное – не упустить те возможности, которые для нас открываются после визита в край президента, и краевая власть активно работает в этом направлении.
Галина Игнатьева