Простит ли природа
Охрана окружающей среды - важная составляющая политики любого государства. В последние годы вопросам охраны окружающей среды были посвящены заседания президиума Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики. Министерством природных ресурсов РФ подготовлен проект Указа Президента «Об основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года», положения которого впервые в истории страны создают баланс между интересами развития экономики и необходимостью сохранения окружающей природной среды.
В Красноярском крае также разработана концепция экологической политики до 2030 года, утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов» на 2014-2016 годы. Об усилении внимания государства к экологии свидетельствует тот факт, что 2013 год объявлен правительством как Год экологии и охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Публикуемый материал положен в основу концепции муниципальной программы «Охрана окружающей среды на территории Мотыгинского района» на 2014-2016 годы. Разработчики программы рассчитывают на активное участие в подготовке программы всех тех, кого не оставляет равнодушным состояние окружающей среды своей малой родины. Замечания и предложения, поступившие от читателей, будут отражены в окончательной концепции и в последующем учтены при разработке программы.
Экологическое состояние окружающей природной среды Мотыгинского района в рамках действующих нормативов в целом оценивается как удовлетворительное. Вместе с тем, интенсивное промышленное развитие территории оказывает существенную нагрузку на различные компоненты окружающей среды, что негативно влияет на качество жизни местного населения.
Мотыгинский район по размерам занимаемой территории относится к числу наиболее крупных, но малонаселенных районов Красноярского края. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов района началась более 170 лет назад, когда были открыты богатые золотоносные россыпи в бассейне реки Удерей. С этого времени начали формироваться значительные площади нарушенных земель. Промышленная заготовка леса, строительство дорог и высоковольтных линий электропередачи приводили к нарушению земель. В соответствии с земельным законодательством такие земли, включая дороги, временные поселки, подлежат обязательной рекультивации.
Технические условия рекультивации являются основанием для разработки проектной документации и получения разрешения на землепользование. Контроль за исполнением проектных решений осуществляет районная комиссиия.
Контроль выполнения обязанностей по рекультивации земель в соответствии с действующим законодательством осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.
Однако практика последних двух лет показывает, что разработка статистических данных об общей площади земель, подвергшихся нарушению, и площади рекультивированных земель органами статистики в настоящее время не ведется. В органы МСУ Мотыгинского района систематизированная информация о нарушенных и рекультивированных на его территории землях не поступает.
Достоверных сведений о наличии на территории района земель, подвергшихся радиоактивному или химическому загрязнению, в органах МСУ также нет. В то же время известно, что здесь расположено шесть объектов, являющихся так называемыми «накопителями отходов». Четыре из них (хвостохранилища и отстойники обогатительных фабрик Васильевского рудника, Новоангарского комбината и золотодобывающей компании «Золотая Звезда») находятся под непосредственным экологическим контролем самих промышленных предприятий, а два (хвостохранилище бывшей шлихообогатительной установки в п. Южно-Енисейске и хвостохранилище бывшего сурьмяного производства в Раздолинске) – являются бесхозными объектами. Однако, мониторинг влияния этих объектов на окружающую среду со стороны органов МСУ не может быть обеспечен в связи с отсутствием нормативно-правовых, кадровых, финансовых и других необходимых ресурсов.
Огромные водные ресурсы территории района позволяют полностью обеспечить потребности всех водопользователей. О масштабах реального водопотребления свидетельствует тот факт, что в 2012 году из всех природных источников забрано более 12 млн кубометров воды. При этом, на хозяйственно-питьевые нужды используется всего 125 тыс. куб. м, т.е. менее 1%. Остальные 99% воды используют на производственные нужды промышленные предприятия. По имеющимся данным, значительная часть водных ресурсов (от 1,3 до 1,5 млн. куб. м) после использования не подвергается очистке, поэтому сбрасывается загрязненными. Более того, в связи с увеличением производственных мощностей горнодобывающих предприятий, объемы сброса загрязненных вод с каждым годом увеличиваются. На одном только Новоангарском обогатительном комбинате в 2012 году сбросы загрязненных вод выросли более, чем в два раза.
По данным, содержащимся в отчете «Схема территориального планирования Мотыгинского района», уровень загрязнения реки Ангары на территории Нижнего Приангарья определяется сбросами загрязненных сточных вод предприятиями промышленности, объектов жилищно-коммунального хозяйства, речного транспорта.
Отрицательное влияние на состояние вод в Мотыгинском районе оказывают около 20 действующих промышленных предприятий, более 15 предприятий жилищно-коммунального хозяйства, объекты социальной инфраструктуры. В будущем в течение 10-15 лет вода в р. Ангаре будет подвержена еще более серьезному загрязнению в результате интенсивной берегопереработки в ложе водохранилища Богучанской ГЭС. Предполагаемое строительство Мотыгинской ГЭС также будет оказывать существенное негативное воздействие на качественные характеристики водных ресурсов реки Ангары.
Но не только Ангара, но и другие поверхностные водные объекты на территории района испытывают негативное воздействие промышленных предприятий. Так, пробы воды, взятые в августе 2009 г. (в реках Большая Мурожная, Удерей), показали загрязнение воды взвешенными частицами в количестве до 12000-12300 мг/куб. дм, что в сотни раз превышает предельно допустимые концентрации по этому показателю (ПДК). Но, несмотря на это, достоверных сведений об организации водопользования промышленными предприятиями в настоящее время у органов местного самоуправления района нет.
Между тем, водное законодательство и законодательство в области охраны окружающей среды требует, чтобы промышленные объекты, находящиеся в границах водоохранных зон, эксплуатировались предприятиями исключительно при условии разработки и реализации комплексных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод. Но практика показывает, что в реальных условиях водное законодательство на территории района нарушает практически все хозяйствующие субъекты.
К числу причин, способствующих нарушениям, относится и то, что закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками на территории района не произведено.
Важнейшим компонентом природной среды Мотыгинского района является лес. Общая площадь лесного фонда на его территории составляет 1,82 млн га. Общий запас древесины оценивается в объеме не менее 180 млн куб. м. Расчетная лесосека по рубкам главного пользования содержит 2,89 млн куб. м древесины. Основным способом лесозаготовки служат сплошные вырубки (более 99,9 %). Выборочные рубки не превышают 500 кубометров в год.
Лесопользование рассматривается как одно из приоритетных направлений экономики Мотыгинского рай-она. Однако, при общем увеличении объемов заготовки древесины в последние годы (в 2010 г. – 633 тыс. куб.м; в 2012 г. – 850 тыс. куб. м) усилились и негативные тенденции. В результате проведенной реструктуризации лесной отрасли, заготовкой леса в районе стали заниматься узкопрофильные лесозаготовительные предприятия, нацеленные исключительно на быстрый финансовый результат. Все эти предприятия представляют собой структурные подразделения компаний, зарегистрированных на других территориях (Высокогорский филиал ОАО «Лесосибирский ЛДК–1», Мотыгинский ЛЗУ – филиал Новоенисейского ЛХК, ООО «Сиблес-Проект» - предприятие фирмы «Малтат», ООО «Краслесторг» - филиал ООО ПГ «Сибирский лес», ООО «Ангарский лес» - предприятие ООО «ППЦ «Металлические конструкции» и др.). Эти структурные подразделения всю установленную действующим законодательством отчетность производят по месту постановки головных предприятий на учет в налоговом органе. Вопросы сохранения, раци-онального использования и воспроизводства лесных ресурсов в круг интересов таких лесопользователей практически не входят, поэтому до 40% заготовленной древесины в виде отходов остается в лесосеках, нанося при этом существенный вред окружающей среде.
Негативное воздействие на лес оказывается и в результате хозяйственной деятельности ряда предприятий горнодобывающей и перерабатывающей отраслей промышленности. От выбросов газов и пыли Раздолинского периклазового завода и от сбросов загрязненных вод Новоангарского обогатительного комбината погибло или сильно деградировало несколько сотен гектаров лесов. Участки леса, страдающего от этого воздействия, расположены в непосредственной близости от поселков Раздолинска и Новоангарска, что существенно затрагивает интересы их жителей.
В целом, негативное воздействие на атмосферный воздух в Мотыгинском районе, по общим оценкам, пока незначительное. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в среднем составляет от 200 до 300 кг в год на 1 кв. км территории.
Динамика ежегодных показателей загрязнения воздуха характеризуется весьма значительными изменениями. Так, величины выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в отдельные годы отличались в 2,5-3 раза. Такие изменения могут свидетельствовать о наличии кризисных явлений в экономике вплоть до прекращения деятельности ряда промышленных предприятий. Но для Мотыгинского района объемы валового продукта в последние 5-7 лет ежегодно растут на 30-60%. Такая нестабильность показателей свидетельствует о совсем других закономерностях в экономике. С одной стороны, это – следствие ухудшения отчетной дисциплины в частных предприятиях ЖКХ.
(продолжение следует)