Путешествие из Мотыгино в Красноярск
«Милостию Божией прошел я три моря», – писал Афанасий Никитин в повести 16 века «Хождение за три моря». Чтобы преодолеть в распутицу три реки – Ангару, Тасееву и Енисей – на милость Его уповают и жители правобережья района.
Путешествие из Мотыгино в Красноярск для того, кому надо «на материк» по крайней нужде, начинается у кассы автобусного маршрута № 545 Мотыгино-Раздолинск. Если вы пришли в день отправления, то почти наверняка кассир вам скажет: «Билетов нет…». Только на этот раз страдания у кассы – не про меня, я сижу в ожидании автобуса, билет куплен заранее.
Первый отрезок пути от Мотыгино до Рыбного пролетает незаметно. За окном комфортабельного автобуса ветер гонит поземку, а в салоне тепло, тихо играет музыка.
- Вот так бы до города ехать, - мечтательно тянет кто-то сзади. Но удовольствие быстро заканчивается, когда выходишь на берег. Поземка за окном автобуса превращается в колючий ветер, а он так и норовит сбросить с шаткого трапика «Хивуса», по которому женщины неуклюже карабкаются, боясь упасть, несмотря на поддержку судоводителя. Впрочем, дам пропускают вперед, и они не успевают перемерзнуть и перенервничать, а мужчины коротают время между рейсами «Хивусов» в автобусе. Конечно, качающийся ледок и прыжки аэросудна между торосами никого не радуют, но ехать-то надо. Пассажиры постарше вспоминают про ежедневные пять авиарейсов в Красноярск и два – в Первомайск, помоложе – авиарейсы хотя бы до Кулаково. Так за разговорами незаметно и к другому берегу пристали.
А на другом берегу Ангары ждет второй автобус. Собрав всех пассажиров за три рейса «Хивусов», пересчитав путешественников «по головам», водитель трогается в путь. И вот уже второй отрезок позади, впереди – Тасеева, на которой в конце ноября, как весной, ледоход.
- Не торопитесь, посидите в автобусе, всех сразу не перевезут, - отработанно предупреждает водитель. Но все спешат к реке. А на реке – жестяная коробушка, лодка – не лодка, этакий ледокольчик в миниатюре с аэродвигателем наверху. Приняв «на борт» первых шесть пассажиров, пошел, взревев двигателем, и от порыва созданного им ветра раскидало оставшихся по берегу, понеслись они бегом наверх, бегом – чтобы на ногах устоять. И вспомнился мне тут бывший наш губернатор А.Г. Хлопонин, который еще в 2006 году на совещании, проходившем на «Васильевском руднике», упрекал главу района В.А. Званцева: Мотыгинский район должен был быть первым в программе Нижнее Приагарье, от федерации надо было требовать паром ледокольного типа.
…Но вернемся в 2013-й год. Стараясь не глядеть в очумелые глаза прибывших с левого берега Тасеевой, дамы вновь штурмовали узкое отверстие жестянки, куда можно попасть по-разному: либо заползать передом, либо, закинув ногу в лодку и согнувшись в три погибели, втискиваться всем корпусом. Милая невысокая пассажирка совсем не модельной конституции именно так и хотела сделать, да нога никак не доставала отверстия, и тогда в отчаянии она воскликнула: «Ну помогите же мне ногу закинуть!». Галантных кавалеров, желающих поднять маленькую пухленькую ножку, нашлось больше, чем надо, они только мешали ей и друг другу, пока кто-то не решил, что лучше просто поднять дамочку и подсадить. Так и сделали. Последним сел наш капитан, и лодка двинулась в путь. Жестко подпрыгивая и погромыхивая, сваливаясь с торосов, лодка медленно катилась по льду правого берега, потом, подняв веер брызг, шлепнулась в воду, и пошла, лавируя то вверх, то вниз по течению, выруливая между большими льдинами, которые скрежетали по борту, ворочая суденышко в воде, как консервную банку.
А на том берегу вместо причала – вмерзшая в берег льдина. Пройдя по ней и ступив двумя ногами на «материк», понимаешь, что жизнь, в общем-то, хороша. И перед тобой – третий автобус, куда можно сесть погреться. Позади – 60 километров пути, которые удалось преодолеть за 4 часа.
Обратная дорога Красноярск – Мотыгино намного проще. Уже понимаешь, что полсуток можно не тратить даром. Это хорошее время для создания клубов по интересам. Вот сгруппировались «камазисты», толкуют о своем – как лучше настроить и как правильно слушать двигатель; особенности ходовой «Комацу» обсуждают бульдозеристы; у охотников – свои секреты того, как натаскивать лайку, как брать соболя на мыша или земляничное мыло. Женщины больше говорят о детях и внуках, лекарствах и диетах. А все вместе – о жизни в Мотыгинском районе.
Одни ради выброса адреналина идут в горы, другие спускаются в пещеры. Наивные! Приезжайте в Мотыгино в распутицу. В пути вам точно будет обеспечен нужный уровень эмоциональной насыщенности!
Галина ИГНАТЬЕВА.