Река и край взрослели вместе
...И были реки. С движения по ним всё и начиналось. Освоение Сибири шло по рекам, здесь же на берегах происходило обустройство поселений. Река это все: она кормила, давала работу, формировала образ жизни.
Енисей как водный транспортный путь в полной мере стал использоваться лишь во второй половине XIX века – в 1863 году здесь появились первые пароходы. До этого были только сплавные суда, которые тянули бечевой, а сведения о фарватере исчерпывались лишь тем, что было известно местным рыбакам и охотникам. Река была помощником, но часто была препятствием.
Енисейская губерния, в границах которой образован Красноярский край, занимала центральное географическое положение, располагая богатейшими лесными богатствами, запасами почти всех видов минерального сырья, обладая огромными сельскохозяйственными угодьями. В 20-е годы прошлого столетия эта территория приобрела стратегическое значение для экономики Советской России. Именно здесь, рядом с полезными ископаемыми и сырьём, было решено развернуть глобальную индустриальную стройку.
Как самостоятельная единица Енисейская губерния просуществовала до 1925 года, когда был образован Сибирский край с центром в Новониколаевске (Новосибирск). Составной частью края стала Енисейская губерния. В 1930 году было принято решение Советского правительства о ликвидации округов и укреплении районов. Постановлением ВЦИК территория бывшей Енисейской губернии была поделена между вновь образованным Восточно-Сибирским краем (Канский и Красноярский округа) и Западно-Сибирским краем (Ачинский и Минусинский округа). В 1934 году за счёт разукрупнения этих территориально-административных единиц был образован Красноярский край. В его состав края вошли 31 район, Хакасская автономная область, Таймырский и Эвенкийский национальные округа.
Красноярский край имеет разветвлённую сеть рек, и главная из них - Енисей. Крупнейшая река России начинается у города Кызыла, где сливаются две горные порожистые речки – Большой (Бий-Хем) и Малый (Ка-Хем) Енисей. Почти двадцать тысяч рек и речушек впадают в него, есть среди них и большие – Ангара, Подкаменная и Нижняя Тунгуски. Енисей является самой полноводной рекой России. Поэтому в Енисейском бассейне мощные гидроэлектростанции – Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская, Усть-Илимская, Усть-Хантайская, Курейская, Богучанская.
Богатырской реке и флот нужен был могучий, чтобы воплотить в жизнь грандиозные планы развития страны. Такие, как освоение Северного морского пути, строительство в Заполярье Норильского горно-металлургического комбината, Игарского морского порта и лесокомбината, и многие другие.
В 1930 году в Германии были приобретены три однотипных дизельных силача-буксира, которые получили названия: «Красноярский рабочий», «Советская Сибирь» (позднее «Владимир Ленин») и «Клим Ворошилов» (позднее «Михаил Калинин»). Они были первыми по мощности в своём классе. Эти мощные теплоходы всегда были в гуще событий, без их помощи не могла обойтись ни одна крупная стройка. Доставка турбин и деталей для строительства Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС, установка арок Коммунального моста. Трудно перечислить все их трудовые свершения. «Красноярский рабочий» до сих пор стоит на плаву, на острове Отдыха, готовый по планам под музей.
Енисейское речное пароходство было основано как государственное предприятие 5 февраля 1931 года. С нарастающим потоком перевозок требовалось и обустройство водных путей. Ещё в 1906 году, с организацией казённой флотилии, в Красноярске был учреждён Обь-Енисейский технический участок пути, подчиненный Томскому округу путей сообщения. В штате участка были всего два человека – инженер и судоходный инспектор. Им была поручена тысяча километров реки – от Минусинска до устья Каса. Здесь предстояло обследовать сложные участки, углубить дно, убрать камни и скальные выступы на перекатах. Но самым серьёзным делом, которым предстояло заняться специалистам новой организации, была расчистка Казачинского порога.
Только в 1938 году было организовано самостоятельное Енисейское бассейновое управление пути.
Ангара также вносила свой вклад в развитие края и страны. Заготавливали лес и сплавляли его по Ангаре, добывали полезные ископаемые, строили ГЭС. Река была, есть и будет транспортной артерией по доставке грузов, и как на любой сухопутной или водной дороге, здесь есть свои правила. На Ангаре обеспечивает движение судов Красноярский район водных путей и судоходства «Ангарское прорабство», раньше назывался Нижне-Ангарский техучасток.
Александр Сергеевич Степанченко пришёл работать в Нижне-Ангарский техучасток в 25 лет в 1978 году, окончив курсы рулевых мотористов, затем школу ШКС и далее КРУ. Сейчас работает диспетчером.
- Предприятие обслуживало три района, – рассказывает Александр Сергеевич, – Кежемский, Богучанский, Мотыгинский. Сначала работали до Усть-Илимска, затем до посёлка Едарма на 91 км ниже Усть-Илимска. На Ангаре были полностью освещены бакены, створы, все береговые знаки, ориентиры, нужно было более тысячи с лишним батарей. Работало два взрывотряда для расширения, углубления и очистки судовых ходов. Работы проводились на Алёшкиных камнях, Брянке, Аладьине, Потоскуйский Бык, Выдумский Бык, Мурожная, Стрелковский порог. В зимний период люди работали на пилораме и строили дома. Улица Водников в Мотыгино практически вся построена техучастком.
Сейчас на реке темп перевозок постепенно нарастает, от Кокуя везут уголь. Движение судов обеспечивает «Ангарское прорабство». Весь опыт, который наработан за эти десятилетия, полностью используется, - отмечает Александр Сергеевич. Ангара снова работает на благо края и страны.
Александр ШАХВОРОСТОВ