Выйти из блокады можно
Об Ангаро-Енисейском кластере
В 2012 году Правительством Красноярского края разработан «Ангаро-Енисейский кластер». Основным и первостепенным направлением проекта по нашему району является создание транспортной инфраструктуры по направлению «Высокогорский – Партизанск – Раздолинск», а также строительство мостового перехода через р. Енисей у п. Высокогорский.
Формирование комплексного инвестиционного проекта осуществлялось по принципу государственно-частного партнерства для достижения главной цели - роста экономического потенциала Приангарского сектора.
Транспортная и энергетическая составляющие данного проекта, финансирование которых предполагается осуществлять за счет средств бюджетов разных уровней, будут направлены на поддержку частной инициативы по развитию горнодобывающих и лесоперерабатывающих производств. (Из информации Министерства транспорта Красноярского края).
В своем обращении в Правительство края я высказал мнение об инвестиционном проекте «Ангаро-Енисейский кластер в/части», касающийся Мотыгинского района.
На намечаемой дороге Высокогорский – Партизанск – Раздолинск на сегодняшний день не проводились проектно-изыскательские работы (об этом не было информации в СМИ).
На мой взгляд, в первую очередь необходимо провести изыскания будущей оси проектной дороги. Не такая уж и затратная работа. На территории правобережной части района были проведены изыскания нескольких сотен километров дорог, в основном, эти работы выполняла проектная организация «Гидролестрас» по заказам Мотыгинского и Орджоникидзевского леспромхозов. По этим изысканиям были построены дороги, но большая часть изысканий так и осталась невостребованной.
Мог бы быть такой вариант дороги. От Высокогорска будет проходить по территории Енисейского района 45 километров (здесь и в дальнейшем цифры приблизительные) с ориентацией на существующие и бывшие лесовозные дороги с выходом в Мотыгинский район. По территории района - 85 километров, с мостом через р. Татарку, в районе нежилого поселка Средняя Татарка, с переходом в левобережную часть речки Татарки с ориентиром на Климовскую дорогу до поселка Партизанска, не дожидаясь строительства моста через Енисей в Высокогорском. По намеченной изысканной проектной дороге произвести расчистку и планировку трассы, получилась бы черновая дорога, которая была бы основанием будущей дороги. 30 километров черновой дороги - не такой уж и большой объем работ.
При таком потенциале дорожной техники, которая имеется в районе и на предприятиях, заинтересованных в этой дороге, и при благоприятных погодных условиях за летний период можно провести черновую дорогу от Партизанска до Высокогорска, которая работала бы с октября по апрель, как зимняя, а в последующие годы довести ее до круглогодичной в соответствии с проектом.
На намечаемой дороге Высокогорский – Партизанск – Раздолинск, видимо, имеется ввиду, что участок дороги Партизанск – Раздолинск будет проходить по действующей дороге Мотыгино – Партизанск.
На мой взгляд, было бы целесообразно намечаемую дорогу преобразовать в две: дороги Партизанск – Высокогорский – Раздолинск – Высокогорский. Провести изыскания дороги от Раздолинска с выходом на дорогу Высокогорский – Партизанск в районе 80-го километра протяженностью 60 км. По этому варианту дорога от Раздолинска до Высокогорска была бы протяженностью 140 км, или на 40 км короче, чем через Партизанск (180 км). Что это даст для правобережной части района?
Имеем только одну переправу с выходом на Енисейский тракт. Это значительно сократило бы невыездной период для автотранспорта. Можно только порадоваться за левобережные Новоангарск и Кулаково, имеющие только одну переправу через Енисей, где невыездной период сокращен до минимума.
Дорога на Высокогорский возьмет на себя основную нагрузку грузового транспорта северной части района. Даст возможность лесозаготовителям везти лес напрямую на перерабатывающие предприятия Лесосибирска. Разгрузит дорогу Мотыгино – Широкий Лог.
Дорога Высокогорский – Партизанск – это не тупик в Партизанске.
В перспективе дорога могла бы иметь продолжение не только по району, но и за его пределами. Дорога могла бы иметь выход в Эвенкию. С Партизанска до Тахомо-Юрубченского нефтегазового месторождения в Эвенкии расстояние 225 километров, из которых 100 километров проходят по территории района, по неосвоенной Пито-Каменской лесосырьевой базе. Причем расстояние от Эвенкии до Красноярска через Высокорский было бы на 100 километров короче, чем через Богучаны. Выйдя на водораздел речек Подкаменной Тунгуски и Ангары, дорога могла бы иметь продолжение вплоть до Иркутской области, не пересекая никаких водных преград.
С Партизанска могла бы быть дорога с выходом на дорогу на Северо-Енисейск в районе п. Брянки, что не только обеспечило бы транспортную связь между районами, но и трасса могла бы стать альтернативной дороге через Епишино по выходу на Енисейский тракт через Высокогорский.
Хочу повториться, что я высказал свое мнение, и пишу я потому, что мне обидно за район, за его правобережную часть, которая четыре месяца в году находится в транспортной блокаде.
Василий ЛАКАС
п. Орджоникидзе