Судам на Ангаре проложен новый путь
На р. Ангаре в районе пос. Новоангарска имеется месторождение свинцово-цинковых руд, которое находится в сложных горнотехнических условиях: часть рудных тел располагается под руслом реки Ангары.
Месторождение является уникальным крупнейшим в России по запасам и качеству руд, оно входит в пятерку крупнейших мировых предприятий по добыче свинцово-цинковых руд.
Предприятия Новоангарска являются основным источником по налогам бюджета Мотыгинского района.
Для извлечения руды, находящейся в русле реки Ангары, планируется строительство карьера глубиной до 400 метров. Для защиты карьера начато строительство водозащитной дамбы протяженностью 4 км с выходом в русло реки на 1 км при общей ширине реки на этом участке 2,5 км.
Расширение площади добычи полезных ископаемых затрагивает судоходство на реке Ангаре, так как новая дамба перекрывает имеющийся судовой ход. Согласно проекту Горевского ГОКа, согласованному с ФБУ «Администрации Енисейречтранс», предусмотрено строительство новой судоходной трассы. В течение трех последних лет велись работы в акватории реки Ангары, и в августе 2015 года начались мероприятия по сдаче хода в эксплуатацию.
Горевским ГОКом проведена колоссальная работа по строительству нового судового хода, так как этот участок представляет собой каменистые и скальные гряды с большим количеством камней-одинцов, беспорядочно разбросанных по всему руслу. Была задействована спецтехника - два земснаряда с фрезерными установками по срезанию скальных образований.
В августе, сентябре 2015 года на участке нового хода начали работать путейцы Ангарского прорабства по проверке соответствия габаритов пути и возможности судоходства на участке. Были задействованы теплоходы «Путейский-109», «Путейский-303», «Лайка». Произведена корректировка судоходной береговой и плавучей обстановки, сделано сплошное траление участка. При обнаружении препятствий ГОК сразу направлял земснаряд для устранения недоработок.
Новая судоходная трасса представляет собой в длину 20 км (с 52 км по 32 км), гарантированная глубина составляет 110 см, ширина - 150 метров, в схеме расстановки навигационных знаков предусматривается 4 створных линии, буев белых - 7 шт., красных - 2 , вех белых - 5, красных - 12. Новая трасса более прямолинейная по сравнению со старым ходом.
В сентябре 2015 года была проведена экспериментальная проводка судов, составов и плотов, которая показала, что судовой ход может эксплуатироваться, при условии, что участок 42 км - 31 км является затруднительным для расхождения плотов с составами по причине разноплановых течений, и потребуется выполнять пункты правил плавания, предусматривающие такие ситуации.
Необходима обкатка нового судового хода для наработки судоводителями технологии управления судном при прохождении участка.
По окончании строительства дамбы по плану в апреле 2016 года перед открытием навигации ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» будут проведены все работы по обеспечению безопасности судоходства на реке Ангаре. На новом судовом ходу, сразу после вскрытия реки ото льда, будет направлена изыскательная партия, имеющая современные приборы обнаружения препятствий под водой. Затем путейскими бригадами будет произведено выставление судоходной обстановки и сплошное траление участка. Согласно оперативно-техническому плану 25 мая 2016 года будет объявлено о начале навигации.
Все замечания и пожелания судоводителей транспортного флота в плане улучшения безопасности плавания на участках реки Ангары будут рассмотрены и по возможности выполнены.
Надеюсь на взаимопонимание и сотрудничество для выполнения поставленных задач по обеспечению безопасности судоходства и выполнению объема грузоперевозок, планируемых в навигацию 2016 года на реке Ангаре в объеме 2 млн тонн.
Александр ЛАНГ,
заместитель начальника КРВПиС
по Ангарскому прорабству