Книга АГРЭ
(Продолжение. Начало в №№ 13, 14, 15)
Из Фрунзе приехал поддержать доченьку и Лидин папа. И вот 6 сентября в пос. Ангарске, расположенном на правом берегу Ангары немного ниже Богучан, родилась наша вторая доченька - ангарочка Вероничка - Виконька. Чтобы отпраздновать такое событие, Казис выделил нам из своего хозяйства овечку. Кроме товарищей по Красногорской в празднике принял участие и Николай Алексеевич Донов. Он в это время заезжал на сезонную охоту на Кумонду.
После отпуска меня ожидали близкие мне бокситы Чадобца. Разворачивались работы по доразведке месторождений Пуня, Ибджибдек, Центральное. С учетом результатов доразведки необходимо было определить участки наиболее характерных для месторождений руд и произвести отбор технологических проб. По месторождениям Пуня и Ибджибдек отбор предполагался из глубоких (до 30 м) шурфов. На месторождении Центральном для этой цели необходимо было подготовить карьер. Вес технологической пробы здесь составлял 800 т. Ее вес на месторождении Ибджибдек предполагался 200 т., а на месторождении Пуня – 60 т.
В декабре возродилась вторая жизнь поселка Пуня. Были отремонтированы здание конторы-камералки, жилые дома. Начали работать мехмастерские. Возглавлял все эти работы Николай Михайлович Малахов. Вместе с Анатолием Григорьевичем Чабановым они в очень сжатые сроки сумели организовать буровые работы на месторождениях Пуня и Ибджибдек. В это время я увидел в деле и супругу Малахова - Александру Александровну. На нее была возложена вся работа по обустройству быта и жизнедеятельности поселка. Она дышала неумной энергией и силой. Все у нее получалось хорошо и быстро. А ведь в это время у Александры Александровны за плечами были долгие годы работы в тяжелейших условиях на буровых. В далеком 1947-м она, работая сменным мастером, участвовала в забурке и бурении скважины № 1 на Усовском месторождении железных руд. Собственно, с этого времени и ведет отсчет своей жизнедеятельности АГРЭ.
На Чадобецкие бокситы были направлены и основные силы геологов: Михаил Ширинский, Юрий Кузнецов, Володя Воробьев, Юра Веденеев, Петя Камалов, Низамаев, Сурен Алексиян, Виталий Горобец, Валера Решетов. Доразведка Чадобецких бокситов, конечно, не обошлась без Михаила Алексеевича Амосова, Гены Боклаенко, Гены Леонова и Виктора Климентьевича Кумца. На Пуне было организовано опробование и обработка проб. Номером первым в дробильно-сортировочном цехе была супруга Ивана Андриановича Курбатова. Ее опыт на этих работах превышал в это время уже два десятилетия. Техническую документацию осуществляли техник-геолог Маметьева и Татьяна Воробьева.
Новый, 1973-й, мы встретили в тревожной обстановке. Поползли слухи о ликвидации Красногорской партии. В январе активизировались работы по перемещению технических средств и оборудования из Артюгино на Пуню. К началу года Михаил Ширинский с Валерой Решетовым и Петром Беляевым под руководством Михаила Алексеевича Амосова завершили разведочные работы на Цетральном месторождении. Был определен участок для отбора технологической пробы. В начале января Георгий Тимофеевич Молодченко и Юрий Анатольевич Озерский лично осмотрели место будущего карьера. Сразу после этого они вместе с Валерой Решетовым и Анатолием Чабановым вылетели в Заледеево. Здесь была определена площадка для складирования руды и арендованы необходимые жилые помещения. Чабанова Анатолия Григорьевича назначили исполняющим обязанности начальника партии. Для строительства и оборудования промплощадки сформировали бригаду под руководством Жени Науменко.
В феврале началась транспортировка руды с Цетрального месторождения в Заледеево. На этих работах задействовали весь танспорт АГРЭ. Водители Карнаухов Николай Григорьевич, Прикот Дмитрий Иванович, Эшба Михаил Дзугулович, Карасиди Николай Харлампиевич, Закревский Володя, Стариков, Ермаков и другие. Ответственность за работу транспорта возложили на Ивана Сергеевича Милованова. Принимал руду Валерий Решетов. В апреле вывозка технологической пробы была завершена. В летний период водным транспортом пробу перевезли в Красноярск. Конечным пунктом ее назначения был завод «Сиб-электросталь». Здесь ее ожидал процесс полупромышленного испытания. Из полученного концентрата 300 т должно было попасть в Ленинград на завод ВАМИ для получения глинозема.
Кстати, в 1992-м главный технолог Сибэлектростали Лорий (фамилию не помню) работал у Сурена Суреновича Алексияна в АО «Ситальк». Как то мы встретились с ним в Красноярске (я в то время работал первым замом главы администрации Мотыгинского района). Лорий предложил мне совершить экскурсию на этот завод. Производство уже было остановлено, но все еще было в полной сохранности. Увиденное впечатляло. Огромная обогатительная фабрика, оборудованная современным технологическим оборудованием. Здесь проходили полупромышленные испытания руды месторождений Сибири и Дальнего Востока, которые готовились к промышленному освоению. Естественно, перестройка пустила все это на металлолом. Исчез уникальнейший объект. Остается только завершить эту тему словами Андрея Дементьева: «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку…».
В феврале руководство АГРЭ приняло решение о ликвидации базы Красногорской партии в пос. Артюгино. Для всех нас это было, конечно, печальное известие. Что ни говори, а смена обустроенного гнездышка сопровождается, как правило, большими неудобствами и потерями. А с учетом грудного ребеночка эти сложности удваиваются. По сути, в какой-то мере - это перестройка всего уклада семейной жизни. А что такое перестройка - нам рассказывать не надо. В конце февраля 1973-го Красногорская партия в Артюгино прекратила свою жизнь.
Юрий ЗАБИРОВ
(Продолжение следует)