Книга АГРЭ
(Продолжение. Начало в №№ 20, 21)
В конце ноября я выехал в Москву по своим аспирантским делам, зная, что Лиде не придется таскать дрова, воду и топить печь. Над диссертацией мне пришлось в ВИМСе еще две недели плотненько поработать. Фрида Григорьевна помогала мне буквально во всем. Они с Борисом Осиповичем поселили меня в своей квартире. Она договорилась, и мне разрешали оставаться у них в отделе для работы ночью. Работал я по жесткой системе: день-ночь-день. Потом с Фридой Григорьевной уезжал к ней домой, отсыпался, и опять. Где-то дней через десять вызывает меня Борис Александрович и говорит: «Мне известно, что у вас есть жена и две дочери. Так вот, не жалеете себя, пожалейте их. Я запрещаю вам работать по этой изнуряющей системе». Но зато результатом такой работы была резолюция Бориса Александровича на моем заявлении на имя директора ВИМСа А.Н. Еремеева с просьбой на предварительную защиты диссертации: «Аспирантом-заочником тов. Забировым сданы экзамены кандидатского минимума и досрочно написана диссертационная работа… Работа полностью закончена и рекомендуется к предварительной защите на НТС Отдела бокситов ВИМСа». Предварительная защита состоялась 20 декабря. Так что дома я появился практически в последних числах декабря.
Новый, 1974-й мы встретили вместе с друзьями и коллегами в нашем клубе. Этот год принес в экспедицию большие изменения и перестановки в верхнем эшелоне власти. Во-первых, наш первый секретарь райкома партии Виктор Андрианович Неволин переместился в кресло начальника Красноярского геологоуправления. В своих воспоминаниях («Записки геолога», Красноярск, 2015 г.) Виктор Андрианович пишет (с. 108), что постановление об утверждении его в должности начальника Красноярского территориального геологического управления (КТГУ) секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов подписал еще 22 ноября 1973 г. Представили его в должности начальника КТГУ в актовом зале геологоуправления второй секретарь крайкома партии Леонид Георгиевич Сизов, курирующий промышленность, зав. промышленным отделом Е. Зубков и его заместитель Чалов. Л.Г. Сизов предварительно поблагодарил Владимира Дмитриевича Челышева за его многолетнюю (с 1961 г.) плодотворную работу в должности начальника геологоуправления. Он вручил ему подарок и пожелал ему интересной жизни на заслуженном отдыхе. В своих «Записках геолога» Виктор Андрианович завершает представление его в новой должности интересной репликой главного геолога КТГУ Александра Сергеевича Аладышкина: «Теперь я полностью понял то, что компартия СССР является руководящей и направляющей силой. Пришли три партийных руководителя крайкома партии и посадили своего человека на должность начальника КТГУ, еще и под аплодисменты, и ушли». Сам Виктор Андрианович это высказывание никакими комментариями не сопровождает. Воздержусь и я.
Первым секретарем Мотыгинского райкома партии был назначен главный геолог АГРЭ Юрий Анатольевич Озерский. В те годы еще удерживалась тенденция назначения на должность партийных секретарей производственников. Главным геологом АГРЭ назначили возвратившегося из загранкомандировки (Гвинея, Конакри) в декабре 1973-го Анатолия Васильевича Кириченко. Лично я это назначение воспринял очень положительно.
В апреле 1974-го было принято Постановление Правительства и Министерства геологии об организации специализированной экспедиции на северо-востоке Красноярского края по поискам и разведке месторождений алмазов. Доктор г.-м.н. Виктор Людвигович Масайтис выдвинул идею, что в результате взрыва метеорита в Попигайской котловине из графитсодержащих горных пород образовались алмазы. Попигайская котловина, также как и место падения Тунгусского метеорита, давно привлекала внимание ученых. Да и не только ученых. Нашему геологу АГРЭ Александру Андреевичу Гузаеву эта проблема не дает покоя уже третий десяток лет. На страницах «Ангарки» он не раз излагал свое видение происхождения этих загадочных образований. Кстати, гипотеза В.Л. Масайтиса полностью подтвердилась в результате работ Полярной геологоразведочной экспедиции, которая была образована в соответствии с постановлением.
Базовым поселком новой экспедиции была обозначена Хатанга. Начальником Полярной экспедиции назначили нашего Георгия Тимофеевича Молодченко. Георгий Тимофеевич пригласил на Хатангу для совместной работы много технических работников и буровиков АГРЭ. В качестве главного механика в Полярной стал работать Иван Сергеевич Милованов. Его супруга с детьми от переезда на Хатангу воздержалась и продолжила работу в Ангарской. Супруга Молодченко Людмила Владимировна не испугалась лютых таймырских морозов и длинной полярной ночи. По примеру жен декабристов она последовала замужем. Перебрались в Хатангу супруги Макеровы Вячеслав Васильевич с Тамарой. Анатолий Дмитриевич Руденко стал в Полярной начальником участка. А вот главным бухгалтером в Полярную назначили нашу чадобецкую Жэку - Евгению Александровну Первушину (Якубовскую). Гена Первушин продолжал трудиться на буровых. Из геологов АГРЭ в Полярную, по-моему, не ушел никто. Да это и понятно. Ведь эта экспедиция была создана на базе Котуйской партии Геологосъемочной экспедиции. Естественно, эти геологи и продолжили здесь работать.
Юрий ЗАБИРОВ
(Продолжение следует)
На снимке: Западная партия. 1983 год. Стоят слева: Виктор Дмитриевич Конкин (ЦНИГРИ, г. Москва); Владимир Витальевич Кузнецов (ЦНИГРИ, г. Москва);Виталий Георгиевич Пономарев (институт геологии и геофизики, г. Новосибирск); Юрий Александрович Забиров (начальник Западной партии).