Книга АГРЭ
(Продолжение. Начало в №№ 43, 44)
Остались в памяти базары в Конакри. Самым уважаемым для торговцев был клиент, который умел торговаться. У нас этим качеством прекрасно владел Саша Шадский. Женщины, идя на базар, обязательно звали его с собой. Дискуссия Саши с продавцом относительно цены за товар напоминала театральное представление. Он кричал, бил себя в грудь кулаками, приседал, воздымал руки к небу, падал на колени. Продавца это приводило просто в восторг. В результате он шел на уступки. На базаре можно было заказать на пошив рубашку или брюки. Причем понравившийся тебе материал можно было купить здесь же. Мастера портные были исключительно мужчины. Мне потребовались новые брюки. Пошли мы на базар и выбрали понравившийся материал. Портной нас встретил радостной улыбкой. Выслушав нашу просьбу, он внимательным взглядом как бы обмерил меня и предложил прийти завтра за изделием. И действительно, завтра мы забрали брюки. Причем они мне подходили, как говорится, «от и до».
В Москву мы прилетели в середине июня. Аленушка нас ожидала у Фриды Григорьевны. Неожиданным и примечательным событием для нас оказалось предложение продолжить после загранки работу в ВИМСе. Предложение было заманчивым. Было над чем задуматься. Решили мы все же возвращаться на Ангару, в свою родную АГРЭ.
По прибытии в Мотыгино я сразу подключился к работе нашего клуба «Мир глазами агрэвцев». Пользовался наш клуб в районе в то время довольно большой популярностью. Прежде всего, прибывшие из загранки делились своими впечатлениями об увиденном в клубе нашей экспедиции. Рассказ, как правило, сопровождался демонстрацией слайдов. Особенно желанными гостями мы были в школах. Юрий Анатольевич Озерский предложил мне возобновить руководство районным обществом «Знание». Актив общества принимал участие в организации выступлений агрэвцев в предприятиях района. Людям было интересно узнать от очевидцев о природе и жизни в далеких заморских странах. А круг работы агрэвцев за рубежом был действительно очень обширным.
Это направление в работе АГРЭ обобщил Анатолий Васильевич Кириченко в номере нашей районной газеты, посвященном тридцатилетию АГРЭ. География зарубежных работ агрэвцев простиралась от берегов Южной Америки до берегов Юго-Восточной Азии, включая многие страны Африки и Ближнего Востока. На острове Свободы (Куба) работали Юрий Анатольевич и Наталья Владимировна Озерские. В Гвинейской Республике наши геологи А.В. Кириченко, Ю.Н. Елхов, А.А. Гузаев, Б.В. Шибистов. В.Е. Бабушкин помогали гвинейским геологам в поисках и разведке месторождений бокситов. По соседству, в Гвинее-Бисау, трудились Сергей Владимирович Мазур и Борис Всеволодович Шибистов. Агрэвцы принимали участие в геологоразведочных работах в странах северной Африки. В Алжире работали А.П. Хохлов, Б.Е. Скороделов, В.П. Белов, Н.Г. Пивень. В соседней стране Марокко работали А.Е. Березий и В.А. Лисин. Не остался без нашего внимания и Египет. Здесь работали начальник ПТО А.Ф Галян и главный геолог Северной партии В.А. Берданосов. В Эфиопии после курсов изучения английского языка оставил свой след Виталий Николаевич Лазаренко. На Ближнем Востоке работали буровой мастер С. Годопетер и И.И. Кунгурцев.
Пожалуй, наиболее многочисленный отряд наших специалистов участвовал в изучении недр Монгольской народной республики. Супруги Владимир Петрович и Галина Васильевна Куликовы, супруги Николай Михайлович и Александра Александровна Малаховы, проходчики Партизанской партии М.И. Пантелеев, В.Н. Корныльев, дизелист Г.Н. Тараненко, тракторист В.Т. Золотайко, геологи, В.А. Углев, И.Н. Танцюра, бурильщик А.В. Зеленков.
Наши геологи Измаил Кусов, Юрий Елхов, Володя Лопатин, Борис Львов помогали вьетнамским товарищам в изучении бокситовых месторождений.
Многообразны и обширны работы, которые выполнялись агрэвцами, - это поиски, разведка и подсчет запасов бокситов, железных руд, полиметаллов, сурьмы, золота, угля, магнезитов, стройматериалов, фосфоритов, проведение геологической съемки и гидрогеологических исследований скважин, проходка горных выработок, бурение скважин, работы по механизации и электрификации объектов, то есть практически весь тот комплекс работ, которые выполняла АГРЭ и который являлся для нас привычным.
Покидал я свою Бокситовую партию в 1977-м, когда она была на взлете. Возвратился я в нее в конце 1980-го. К моему глубокому разочарованию, Бокситовая была уже на финише. Поисковые работы на бокситы к этому времени были свернуты. Заканчивалось бурение скважин для оценки Ессей- ского щелочного массива. Наиболее опытным бурильщиком в бригаде был Володя Малышок. Впервые встретился здесь я с Сашей Хатцевым. Он после завершения школы начал осваивать буровое дело. Как перспективного работника Сашу направили на курсы бурильщиков в Учебно-производственный центр нашего управления. После завершения школы начал свою трудовую деятельность на Ессее и Саша Малахов. Жалко было мне, и не только мне, а всем нам, расставаться с нашим уютным поселком на берегу озера Ессей. Да и коренные ессейцы провожали нас с грустью. Мы очень разнообразили их жизнь. Оказывали им помощь в решении многих вопросов. Они с улыбкой вспоминали, с каким удивлением увидели нашего геолога Владимира Александровича Ефремова, идущего в местную баню с резиновыми сапогами под мышкой. А вызвано это было тем, что в течение зимы лед на полу бани не растаивал. Так вот, Владимир Александрович наливал в сапоги теплой воды и чувствовал себя комфортно. Ессейцы этот прием оценили. Резиновые сапоги стали необходимым атрибутом при посещении бани.
В январе 1981-го мы передали буровые станки, всю технику, оборудование и снаряжение Полярной экспедиции. Приемную комиссию возглавлял главный инженер Полярной Александр Сергеевич Киреев. Вот при таких обстоятельствах я и познакомился с будущим начальником АГРЭ и генеральным директором ОАО «Стальмаг».
На этом событии прервалась многолетняя эпоха поисковых и поисково-разведочных работ АГРЭ на бокситы. Прервалась или закончилась? Уверен, что прервалась. Не за горами начало освоения Чадобецких бокситов и их Татарских абразивных разновидностей. А вместе с этим возникнет необходимость укрепления и развития минерально-сырьевой базы и возобновления поисково-разведочных работ.
Юрий ЗАБИРОВ
(Продолжение следует)