Дикоросы - под контроль
В региональном отделении Общероссийского народного фронта в Красноярском крае прошел круглый стол «Зеленая экономика России - как увеличить доходы от дикоросов» с участием представителей Союза заготовителей и переработчиков дикоросов, межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», института развития государственно-частного партнерства «Регион», Русского экологического общества, краевого союза потребительских обществ «Крайпотребсоюз», предпринимательских организаций, бизнеса и власти. С помощью сеанса видео-конференцсвязи в обсуждении вопроса приняли участие спикеры из Москвы, Хабаровского края, Новосибирска.
«Россия обладает огромным потенциалом по производству и экспорту возобновляемых пищевых ресурсов – грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, продуктов на основе хвои и меда. Вместе с тем, ряд факторов, в том числе несовершенство законодательства, негативно влияет на развитие их заготовки и производства. Дикоросы не являются сельхозпродукцией, соответственно, выше налогообложение, нет целевого финансирования и господдержки. Компаниям сложно привлечь «недорогие» и «длинные» деньги в этот сектор, поскольку банки считают его очень рискованным, ведь урожаи бывают не каждый год. Экономический потенциал заготовки дикоросов, социальное значение отрасли и возможности экспорта продукции государством недооценены, имеющиеся ресурсы используются сейчас недостаточно эффективно», – подчеркнул эксперт регионального отделения ОНФ Юрий Рудаков, открывая дискуссию.
Участники круглого стола также отметили, что действующее лесное и таможенное законодательство формируют условия, в которых легальному бизнесу сложно противостоять неконтролируемой заготовке и «серому» экспорту дикорастущей продукции, в частности, кедрового ореха. Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов в целях предпринимательской деятельности, согласно Лесному кодексу, возможны только на основании договоров долгосрочной аренды лесных участков. Но механизм получения права на заготовку дикоросов достаточно сложный и длительный, он затрудняет легальное участие малого бизнеса. Более того, арендаторы лесных участков выплачивают аренду и несут сопутствующие расходы независимо от фактического объема заготовки дикоросов. На арендуемых предпринимателями участках, ведущих коммерческую заготовку, возникают конфликты с гражданами, заготавливающими дикоросы для собственных нужд. Отсутствие ограничений на заготовку дикоросов для собственных нужд позволяет гражданам фактически осуществлять предпринимательскую деятельность без заключения договора аренды, при этом объемы заготовки этих ресурсов государством практически не регулируются. Отсутствие разделения кодов ВЭД на обработанный и необработанный кедровый орех, другие дикоросы, тормозит развитие внешней торговли.
По итогам обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что для решения существующих проблем необходима активная законотворческая работа, нужно создать базу данных о запасах различных видов недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на общероссийском и региональном уровнях. По мнению представителей экспертного сообщества, следует также распространить льготы по налогообложению на заготовителей и производителей продукции из дикоросов как для сельхозтоваропроизводителей. Также было предложено приравнять кедровые сосны (сибирскую и корейскую) к особо ценным породам деревьев. Это позволит ограничить их вырубку за границами орехово-промысловых зон.
Пресс-служба регионального отделения ОНФ