Помиловать или наказать
УИИ, или уголовно-исполнительная инспекция, обеспечивает исполнение приговоров суда в отношении осужденных без изоляции от общества (исправительные и обязательные работы, отсрочка исполнения наказания, запрет на занятия определенной деятельностью или занимать определенные должности, условное осуждение.
При вынесении приговора суд учитывает личность подсудимого, семейное положение, характеристики по месту жительства, наличие иждивенцев, степень опасности совершенного преступления. Большинство осужденных после вынесения приговора пытаются встать на путь исправления: ищут работу, ведут нормальный образ жизни. Осужденные, состоящие на учете в УИИ № 40, желающие трудоустроиться, не всегда имеют такую возможность. Руководители предприятий отказывают им в приеме на работу. Такие осужденные чувствуют себя бесполезными для общества, остаются без средств существования, в связи с этим совершают новые преступления.
Некоторые осужденные пытаются скрыться от контроля инспекции: меняют место жительства, выезжают за пределы района, не уведомляя сотрудников инспекции.
Уважаемые осужденные, предупреждаем вас: если вы скрылись от контроля инспекции, Уголовной кодекс РФ предусматривает за это ответственность в виде отмены условного осуждения и исполнения наказания, назначенного по приговору суда. В ваших интересах не избегать сотрудников инспекции, а добросовестно исполнять возложенные на вас судом обязанности и исправиться вне тюрьмы, а не в местах лишения свободы.
Трудоустройство осужденных к исправительным и обязательным работам осуществляется сельскими и районными администрациями. Постановления с указанием перечня предприятий для отбывания исправительных и обязательных работ на 2011 год в сельских администрациях уже имеются. Однако принятие постановлений не решает в полном объеме задачи трудоустройства осужденных к исправительным работам, зачастую руководители предприятий не предоставляют рабочие места, в связи с этим не предоставляется возможным в 30 дневной срок трудоустроиться.
30 июля 2010 года заключено трехстороннее соглашение УИИ № 40 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Центром занятости населения и ОВД по Мотыгинскому району по содействию в трудоустройстве граждан, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и освобожденных из исправительных учреждений Красноярского края.
Федеральным законом от 27.12.2009 г. № 377-ФЗ с 10.01.2010 г. введено в действие наказание в виде ограничения свободы. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно–исполнительная инспекция.
Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома в определенное время суток, не посещать места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять места жительства или пребывания, места работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органы, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы заключается в наблюдении за поведением осужденных с соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительная инспекция вправе использовать аудиовизуальные, электронные или иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определятся Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы (исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осужденных с отсрочкой отбывания наказания), имеют возможность обращения к президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании в соответствии со статьей 85 УК РФ. На основании определения Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 года № 957-О-О, в котором отмечается, что положения действующей статьи 85 УК РФ не содержат прямых указаний на невозможность применения помилования к лицам, отбывание наказания которым отсрочено, поскольку само по себе понятие «освобождение от дальнейшего отбывания наказания» предполагает освобождение не только от отбывания наказания, но и от отбывания наказания в будущем, что возможно, независимо от того, отбывает уже лицо, обратившееся с ходатайством о помиловании, наказание или нет.
Ст. 85 УК РФ
1. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуального определенного лица.
2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Зоя ПЕТРОВА,
начальник УИИ № 40,
майор внутренней службы