Вместе против коррупции
А вы пробовали без взятки?
Мы нередко считаем, что интересующий нас вопрос невозможно решить без подношения. При этом опираемся не столько на собственный опыт, сколько на рассказы родственников, знакомых, сообщений СМИ, а иногда - на неофициальные «предложения» отдельных чиновников. Можно ли решить ту или иную проблему, не давая взятки? Можно. По крайней мере, всегда нужно это попробовать. Безусловно, решение проблемы законным способом требует определенных знаний, времени и уверенности в своей правоте.
Чтобы решить вопрос без дачи взятки, необходимо:
1. Четко представлять себе этапы всего процесса: начиная от обращения к ответственному работнику и заканчивая получением необходимого результата. Определить желаемый результат нужно заранее.
2. Самостоятельно изучить всю возможную информацию (в этом могут помочь Интернет и бесплатные юридические консультации), но в обязательном порядке проверить полученную информацию. Возможно, обратиться за консультацией и в органы власти.
3. Определить должностное лицо или госорган, в который вам необходимо обращаться, выяснить, когда ведется прием граждан именно по вашему вопросу, обязательно ли ваше присутствие, или вы можете обратиться по почте. Эту информацию можно найти в административных регламентах на сайтах соответствующих органов.
Правильное обращение - залог успеха!
В большинстве случаев мы обращаемся с заявлением в устной или в письменной форме.
Обращение с заявлением в устной форме обычно представляет собой посещение руководителя органа или его заместителей в приемные дни и часы. Если заявление подается в устной форме, то и ответ на него дается также в устной форме. Данная форма обращения не позволяет зафиксировать факт самого обращения и полученных разъяснений. В случае неполучения ответа, либо получения неудовлетворившего ответа, вы имеете право обжаловать решение чиновника в вышестоящем органе или в суде, в связи с чем, вам понадобится письменный ответ чиновника на заявление, либо иные доказательства обращения с заявлением в установленном порядке (например, запись разговора).
Обращаясь устно, вы, скорее всего, просто продлите срок решения вашей проблемы, поэтому целесообразнее обращаться в письменной форме.
Письменное заявление пишется от руки, либо на компьютере. Заявление составляется в произвольной форме, но в заявлении должно быть в обязательном порядке указано (ст. 7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ»):
- кому пишется заявление: наименование органа или ФИО должностного лица или должность соответствующего лица;
- ваши фамилия, имя и отчество;
- почтовый адрес, на который представитель органа власти будет отправлять ответ на обращение. Если вы не проживаете по месту регистрации, то и адрес регистрации указывать не надо;
- содержание заявления;
- дата и подпись заявителя.
Если это необходимо - приложить в подтверждение своих доводов необходимые документы или их копии.
Если документ в единственном экземпляре, или его получение связано с длительными затратами (времени, денег), направляйте копию документа. В большинстве случаев заверять нотариально копию документа не обязательно! Заверить её можно в том органе власти, в который вы подаете заявление, предъявив копию и оригинал.
Заявление должно быть написано на русском языке в официальном стиле.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа.
Если вы пишете заявление от руки, то почерк должен быть четким и разборчивым. Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на такое обращение не производится.
Письменное заявление может быть направлено вами по почте, либо непосредственно передано в государственный орган.
В случае отправления заявления по почте его необходимо отправлять заказным письмом с описью вложения. Так у вас будет подтверждение обращения в госорган в установленном порядке.
- В случае передачи заявления непосредственно в учреждение следует принести его в двух экземплярах (или один оригинал и одну копию). Один экземпляр (оригинал) вы передаете в приемную или иное подразделение учреждения. Другой экземпляр (копия) вам нужен для того, чтобы на нем поставили отметку о приеме (штамп с датой приема и подписью должностного лица, принявшего заявление).
Что делать, если вы не получили желаемого результата?
Прежде всего, необходимо выяснить причину, по которой вы результата не получили. Ее должен сообщить представитель органа власти, отказавшего в удовлетворении заявления. При этом необходимо, чтобы должностное лицо указало вам не только причину, но и тот законодательный акт, которым оно руководствовалось.
Далее вам необходимо просмотреть законодательный акт, на который ссылались представитель органа власти или должностное лицо. Если вы согласны с тем, что основание для отказа обоснованно, вы можете его устранить самостоятельно и вновь подать заявление.
Если вы полагаете, что представитель госоргана или должностное лицо отказали без оснований – обжалуйте их отказ.
Обжалование в вышестоящем органе власти
Жалоба направляется непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов.
Если вы не знаете или не можете установить конкретных должностных лиц, по вине которых были нарушены ваши законные права и интересы, жалобу следует подавать на имя руководителя госоргана (организации), в ведении которого находится сфера деятельности по обсуждаемому вопросу.
Жалоба должна отвечать тем же требованиям, что и заявление!
Рекомендации:
Подавайте жалобу только один раз. Не старайтесь «завалить» учреждение однотипными обращениями. Помните: анонимные жалобы не принимаются и не рассматриваются.
Если Вы не получили желаемого результата при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления, ОБРАЩАЙТЕСЬ В СУД.
Виктор ЩЕТИНИН,
зам. главы администрации района по ГО, ЧС
и жизнеобеспечению населения