Осторожно: мошенники!
Сегодня в повседневной жизни используется множество разнообразных высокотехнологичных устройств – пластиковых карт, мобильных телефонов и компьютеров. Постоянно появляются новые модели, программы и сервисы. Это делает нашу жизнь удобнее, но требует определенных навыков и знаний. Одновременно с развитием таких устройств появляются виды мошенничества, позволяющие обмануть и присвоить средства граждан.
Телефонное мошенничество известно давно – оно возникло после распространения домашних телефонов. В настоящее время широко используются мобильные телефоны. Чаще всего жертвами становятся пожилые и доверчивые люди.
По телефону могут требовать выкуп. Вам звонят с незнакомого номера, мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудником полиции за совершение того или иного преступления (ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение телесных повреждений или даже убийство). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции и сообщает уверенным тоном, что не раз уже помогал людям в такой ситуации, но для решения вопроса необходима определенная сумма денег. Мошенники стараются запугать жертву, не дать ей опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с ней до получения выкупа.
Как же поступать в такой ситуации? Первое, и самое главное, прервать разговор и позвонить тому, о ком идет речь. Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и уточнить информацию. И хоть беспокойство за близкого человека мешает мыслить здраво, следует помнить: если незнакомый человек звонит вам и требует привезти на некий адрес денежную сумму – это мошенник. Также если человек представляется сотрудником полиции, следует узнать у него, из какого он отделения, а после, набрав «02», узнать номер дежурной части этого отделения и перезвонить туда.
SMS-сообщения позволяют упростить схему обмана по телефону, такому варианту мошенничества особенно трудно противостоять пожилым или слишком юным владельцам телефонов. Абонент получает сообщение на мобильный телефон «У меня проблемы, кинь 900 рублей на этот номер. Мне не звони, позвоню сам». Нередко добавляется обращение «мама», «друг» и другие. Пожилым людям, детям и подросткам следует объяснить, что на SMS с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.
Существует так называемый телефонный номер-грабитель. Вам приходит SMS с просьбой перезвонить на указанный мобильный телефон. Просьба может быть обоснована любой причиной – помощь другу, проблемы со связью или вашей банковской картой и.т.д. После того, как вы перезваниваете, вас долго держат на линии, когда это надоедает, вы отключаетесь – и оказывается, что с вашего счета списана крупная сумма. Не следует звонить по незнакомому номеру. Также очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон приходит сообщение: «Вам пришло MMS. Для получения перейдите по ссылке…». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств.
Кроме того, мошенники часто используют для прикрытия своей деятельности всевозможные рекламные акции, лотереи и розыгрыши. Еще вам может прийти SMS-сообщение якобы от сотрудника службы технической поддержки вашего оператора, либо поступить звонок. Вам предлагается набрать под диктовку код или сообщение, которое, например, подключит новую услугу, либо улучшит качество связи и т.п. На самом деле данный код будет являться комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленника и как только вы его наберете, ваш счет будет опустошен. Не ленитесь перезванивать своему оператору!
Мошенничество с банковскими картами. Банковская карта – это инструмент для совершенствования платежей и доступа к наличным средствам на счет, не требующий для этого присутствия в банке. Простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников. Организовано это так. Вам приходит сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована. Предлагается бесплатно позвонить на определенный номер для получения подробной информации. Когда вы звоните по указанному телефону, вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание клиентов, произошел сбой, а затем просят сообщить номер карты, а иногда и ПИН-код для ее перерегистрации. На самом деле злоумышленникам нужно лишь узнать номер вашей карты и ПИН-код. Как только вы их сообщите, деньги будут сняты с вашего счета. Никогда не торопитесь сообщать реквизиты карты! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ваш ПИН-код! Необходимо самому перезвонить в клиентскую службу поддержки банка. Следует помнить, что ваша карта – только ваша! Никогда и никому не сообщайте ПИН-код вашей карты. Лучше всего его запомнить. Относитесь к ПИН-коду как к ключу от сейфа с вашими средствами. Не позволяйте никому использовать вашу пластиковую карту – это все равно, что отдать свой кошелек, не пересчитывая сумму в нем. При утрате немедленно блокируйте карту. Также следует пользоваться защищенными банкоматами, который расположены в безопасных местах: в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах и т.д. Банкомат должен быть «чистым», картоприемник и клавиатура банкомата не должны быть оборудованы какими-либо дополнительными устройствами. Также банкомат должен быть полностью исправным.
Никогда не доверяйте свою карту продавцам или официантам, все действия с вашей картой должны происходить только в вашем присутствии. Будьте бдительны и осторожны!
Помните: если вы или ваши близкие стали жертвами мошенников или вы подозреваете, что в отношении вас планируется противоправное действие, – незамедлительно обратитесь в отдел полиции.
Материал подготовлен инспектором штаба
ОП МО МВД России «Лесосибирский»,
майором полиции
Мариной АНТОНЕВИЧ
по памятке, предоставленной
специалистами Управления «К»
МВД России