Чтобы «цветы жизни» не стали сорняками
Трудное это дело - растить детей. Не у всех оно получается. Есть на самом деле трудные дети, есть те, кто стали такими в силу сложившейся трудной жизненной ситуации. Для решения их проблем созданы различные структуры и организации.
Одна из них - ГППН - Группа предупреждения правонарушений несовершеннолетних, бывшая детская комната милиции. Для многих попасть на учет сюда - как приговор. Но она давно перестала быть «карающим мечом». Сейчас главная ее задача и цель - помочь детям и родителям (родителей тоже ставят на учет) не скатиться на самое дно.
Как строится работа и какая помощь оказывается людьми в погонах семьям и детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, нам рассказала Зинаида Геннадьевна КУЛЕШОВА, старший инспектор ГППН ОП МО МВД России «Лесосибирский», старший лейтенант полиции.
- На сегодняшний день у нас на учете состоят 34 несовершеннолетних, из них двое условно осужденных, две девочки, двое переданы решением суда под надзор родителям (суд принял решение не применять к ним меру наказания в виде условного лишения свободы, передал под надзор).
Понятно, что 34 человека – это верхушка айсберга. На самом деле число правонарушений, совершаемых подростками очень велико. Молодые люди в таком возрасте сами по себе агрессивны, но в последние годы жестокость и эгоизм стали в молодежной среде, к сожалению, практически нормой жизни.
Вообще же подростковая преступность в своем развитии имеет волнообразный характер. Один год - подъем, другой год - спад. Например, период 2011-2012 годов можно считать спокойным, а четыре года назад у нас на учете состояло более 120 человек.
Согласно закону, регулирующему нашу деятельность, на учет в ГППН мы ставим подростков, совершивших административные правонарушения, которые повлекли административные взыскания, или лицо не достигло 16-летнего возраста (ответственность за административное правонарушение наступает с 16 лет). Также – за совершение общественно опасных деяний (совершение преступления до наступления «возраста ответственности») и за совершение преступления при наступлении этого возраста. В общем, на учет ставят подростков, в том или ином виде переступивших определенную черту. Причем, переступить эту черту достаточно один раз.
Но у молодого человека есть возможность сняться с учета. В течение шести месяцев, если он не совершает правонарушения, посещает школу, учителями характеризуется положительно, и при наличии других фактов исправления, он исключается из наших списков. Если же он систематически нарушает закон и поведение его в быту и в школе не свидетельствует об его исправлении, то он остается на учете до достижения совершеннолетия, либо до момента исправления.
Для злостных правонарушителей в Красноярске создан Центр временного содержания для несовершеннолетних подростков (ЦВСНП). По своему назначению это центр поддержки и консультаций. Да, работают в нем люди в форме, но их задача – оказание, прежде всего, психологической помощи. Специалисты Центра дают рекомендации, как нам дальше работать с ребенком, как родителям выстраивать с ним отношения. Но основная работа проводится с подростком. В принципе, мы можем отправить несовершеннолетнего в ЦВСНП уже за одно правонарушение, но отрывать ребенка от семьи на 30 суток (срок содержания) - все-таки жесткая мера. Поэтому такие случаи достаточно редки, но, тем не менее, стабильно раз в год один подросток нами туда направляется. Для направления в Центр требуется решение суда. В конечном итоге именно суд решает, возможно или нет исправление малолетнего правонарушителя в домашних условиях и нуждается ли он в помощи специалистов.
Условия проживания для подростков в Центре созданы самые комфортные, вплоть до бассейна. Психологи ЦВСНП занимаются с ребенком всесторонне. Надо понимать, что многие, кто туда попадают, в своей жизни не видели ничего хорошего: вечно пьяные родители, их безразличие к судьбе своего чада, отсутствие элементарного внимания и заботы, постоянная борьба за существование и так далее. Подростки с детства впитали в себя асоциальный образ жизни, потому что другого они просто не видели. Обыкновенной беседой, типа «ая-яй, зачем ты так поступаешь?», им уже не поможешь, здесь нужна смена ментальности, смена отношения к жизни, поэтому и работают в Центре высококлас-сные специалисты, оказывающие всестороннюю комплексную помощь в исправлении, и надо сказать, что с работой своей они справляются хорошо, за четыре года только один человек повторно совершил преступление.
Но если и это ребенку не помогает, то существует следующая ступень – специальные учебные воспитательные учреждения закрытого типа. Условия здесь гораздо более жесткие, но и контингент там особенный – закоренелые правонарушители. Однако цель и смысл работы этого учреждения – дать подростку образование и профессию (ведь дети, вставшие на такой жизненный путь, забрасывают школу). Случаи отправления подростков в такие учреждения тоже крайне редки.
Отправка подростка в подобные учреждения не является главной целью. Получив профессию, ему надо найти работу. Поэтому, пока он там обучается, мы ищем ему будущее место работы, заключаем договоры с различными организациями.
Основной причиной того, что ребенок встал на путь нарушения закона, является отсутствие к нему внимания со стороны родителей. Не надо думать, что нашими клиентами становятся только подростки из неблагополучных семей. Нередки случаи, когда на учет становятся дети вполне обеспеченных родителей. Взрослые люди сосредотачивают свои силы зачастую лишь на материальном обеспечении наследника, а ребенку этого мало, нужно внимание и взаимопонимание. Делая упор на материальном обеспечении, родители и своих детей воспитывают в стиле «деньги – главное в жизни», вот и растут «волчата», не привыкшие, не приученные ценить чужую жизнь, чужое достоинство, не в чести у многих молодых людей морально-этические качества, помощи и поддержки от них дождаться крайне трудно. Это не может не тревожить.
Еще одним печальным моментом надо назвать нежелание «неблагополучных» родителей прилагать усилия как к исправлению ребенка, так и к смене собственного образа жизни. Роль отцов в таких семьях, если они есть, в воспитании – минимальна.
Мы со своей стороны идем навстречу малейшему их стремлению к изменению своей жизни, вплоть до нахождения средств для лечения алкогольной зависимости, устраиваем детей в кадетские корпуса. Многие бывшие наши клиенты обращаются к нам с просьбой найти им работу, и мы находим. Главное – чтобы у людей появилось желание стать нормальными членами общества.
Евгений РЕДВАНСКИЙ