Опередить время
- Такая, казалось бы, маловыполнимая задача была поставлена перед оперативниками отдела полиции по Мотыгинскому району. Присев на подлокотник казенного дивана и слушая повествование оперуполномоченного капитана из УГРО, ловлю себя на мысли, что услышанное - это не есть пересказ строк из интересного детектива. Это трагическая реальность, события, которые произошли в наше время и в нашей местности.
До истечения ничем не примечательного дня службы 14 августа оставалось менее часа, когда на пульт дежурного участкового п. Раздолинска поступил звонок от жителей пятиэтажного дома. Они жаловались, что из приоткрытой двери на площадку идет крайне неприятный запах. Но зайти в квартиру люди не осмелились. Прибывшие на место полицейские обнаружили лежащий в неестественной позе труп молодого мужчины, закамуфлированный под уснувшего и скончавшегося своей смертью. Картина вовсе выглядела неправдоподобной даже с первого взгляда. При осмотре на трупе было обнаружено три проникающих ножевых ранения в область груди и брюшной полости.
Стрелка на часах перевалила за полночь. По звонку из дежурной части в Мотыгино по тревоге были подняты оперативники уголовного розыска, следователи, эксперты и руководство отдела полиции. Прибывший на место преступления эксперт дал заключение: убийство произошло около двух с половиной суток тому назад, то есть 12 августа.
И началась борьба со временем. Двое суток отставания… За этот срок преступник мог покинуть не только район, но и вовсе уехать из края. И уехал бы, если бы не четкие, грамотные действия полиции. Но кроме извечного розыска злоумышленника дело осложнялось еще и тем, что никто не знал личности убитого. Это был приезжий гражданин - такой вывод сделали полицейские после оперативно-розыскных мероприятий, проведенных, несмотря ни на что, в глухую ночь и раннее утро 15 августа.
Установив хозяйку квартиры, где произошло убийство, выяснили, что жилье в найм сдала ее сестра, которая, впрочем, также не знала личности двух молодых мужчин, попросивших сдать в наем жилплощадь. И никаких особых примет: одеты в темное, на лице темные очки.
Далее, отрабатывая направление по возможной версии трудовой деятельности убитого, оперативникам удалось обнаружить очень важную зацепку: с одного золотодобывающего предприятия района недавно были уволены двое водителей за то, что перевернули КАМАЗ. И внешность одного из участников ДТП совпала по описанию с личностью погибшего.
Теперь предстояло определить местонахождение второго участника аварии, который мог быть предполагаемым убийцей. Весь оперативный состав был поделен на три группы, которые приступили к действиям на северных участках золотодобывающих предприятий, в самом Раздолинске, а третья группа на самых ранних паромах отправилась в Красноярск. Так как стало известно о том, что мужчина, похожий напредполагаемого преступника сутки назад, то есть 14 августа, садился на автобус до Красноярска, где вышел на городском автовокзале.
Если вначале поиска этого гражданина еще не было окончательной уверенности в совершении им убийства, то после того, как мужчина не появился в своей городской квартире, у полицейских исчезли все сомнения.
История умалчивает о том, как полицейские смогли выйти на деревушку в Уярском районе, где и был задержан преступник. Но факт остается фактом: вечером 15 августа все закончилось. Застигнутый врасплох убийца не смог придумать какой-либо внятной версии о случившемся в Раздолинске - в его планах было дальнейшее бегство на восток страны, подальше от того места и той трагической ночи.
По дороге в Мотыгино мужчина начал давать признательные показания. Суд, намеченный на октябрь, выдвинет обвинения по части 1 «тяжелой» статьи за номером 105 Уголовного кодекса.
Немного о действующих лицах: убитый был жителем Красноярского края, 1977 года рождения. Неоднократно судим. В общей сложности провел в местах лишения свободы около 15 лет, в том числе за причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть.
Признавшийся в преступлении - житель краевого центра, 1979 года рождения. Также неоднократно судим, в том числе за разбойное нападение.
Прозвучали отголоски истории, определившей Удерейскому району статус каторжного края. Со всеми вытекающими.
А на таймере оперативников застыло время: менее суток потребовалось полицейским для раскрытия преступления.
Андрей ЗЕНИН