Где хранятся ключи от природной кладовой Приангарья
День геолога был учрежден указом Президиума Верховного Совета СССР в 1966 году в ознаменование заслуг советских геологов. С тех пор датой проведения праздника считается первое воскресенье апреля. В этом году 7 апреля вместе со всеми российскими коллегами профессиональный праздник отметит одно из старейших предприятий геологической отрасли Красноярского края - Ангарская геологоразведочная экспедиция ОАО «Красноярскгеология».
За годы работы коллективу Ангарской ГРЭ удалось сформировать на территории Нижнего Приангарья мощную минерально-сырьевую базу различных полезных ископаемых.
Все началось с «золотой лихорадки»...
Можно сказать, что первыми «геологоразведчиками» богатств мотыгинской земли были авантюристы-золотоискатели. Они в первой половине 19 века вели активную поисковую работу на территории Енисейского уезда. И нужно заметить, поиски шли весьма успешно: один только Петропавловский прииск дал более 600 пудов золота! Но очевидно, что «интуитивный» метод исследования, не подкрепленный серьезными научными знаниями, исчерпал свой лимит. Так, в начале 20 века в регионе стала зарождаться настоящая геология. Специалисты составили новую геологическую карту, вели поисковые работы. Конечно, поначалу поисково-разведочные исследования были несколько разрозненными, но к концу 40-х годов приобрели систематический характер.
Результат не заставил себя долго ждать. В 1946 году геолог Красноярского геологического управления В.И. Медведков открыл Нижне-Ангарское месторождение железных руд. Годом позже была организована Ангарская геологоразведочная экспедиция. С этого момента новые значки на карте полезных ископаемых Нижнего Приангарья появлялись один за другим. Геологами АГРЭ были открыты и разведаны такие значительные месторождения, как Кокуйское (каменный уголь), Киргитейское (тальк), Тальское, Екатерининское и Голубое (магнезиты), Татарское и Чадобецкое (бокситы), Горевское (свинцово-цинковые руды), Удерейское (золото-сурьмяные руды), Татарское (фосфатно-ниобиевые руды и вермикулит). Также найдено около 50 россыпей для гидромеханического способа отработки и целый ряд месторождений различных строительных материалов.
Были оценены важные объекты: Средне-Татарское месторождение нефелиновых сиенитов, Чуктуконское редких металлов и земель, золоторудные месторождения Б. Гора, Боголюбовское, Самсон и Архангельское. Ценным открытием стала разведка нескольких месторождений подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения поселков. А в прошлом году геологам АГРЭ удалось выявить качественные подземные воды в заречной части Мотыгино.
Сегодня большинство из перечисленных объектов осваиваются, либо подготавливаются к освоению многочисленными недропользователями, а высшей оценкой труда геологической службы является принятие решения об освоении месторождения.
Стоит сказать и об огромном комплексе геологосъемочных работ, выполненных коллективом экспедиции. Эти важные исследования позволили накопить и проанализировать информацию о различных аспектах геологического строения Енисейского кряжа и прилегающих районов Сибирской платформы. Так, за период 1956-2004 гг. съемкой масштаба 1:200000 покрыта площадь, равная 124 тыс. кв. км, а различного вида съемками масштаба 1:50000 – более 80 тыс. кв. км. Причем не нужно забывать, что за простыми цифрами стоят десятки тысяч километров труднейших геологических маршрутов, пройденных по тайге геологами-съемщиками. Выполненные геологосъемочные работы во многом определили отраслевую направленность поисковых и разведочных работ, в частности, на рудное золото, бокситы, полиметаллы, фосфатные руды, редкие металлы и стройматериалы.
Ангарская ГРЭ. Наше время
Десятки лет геологи Ангарской экспедиции разрабатывали минерально-сырьевую базу Нижнего Приангарья. И сколько проектов, наверное, еще готовилось к воплощению… Но реалии нестабильных 90-х внесли свои коррективы в работу предприятия и отрасли в целом. Отныне геологические работы, которые раньше финансировались из государственного бюджета, должны были оплачивать из кармана недропользователей. Такая мера существенно усложнила жизнь геологоразведчиков, в том числе Ангарской ГРЭ. Ведь вчерашние заказчики-предприятия стали открывать собственные геологические подразделения, из-за чего объемы работ значительно снизились. Перед руководством и специалистами АГРЭ стояла непростая задача – пережить период реформы отрасли и приспособиться к суровым рыночным условиям. К счастью, коллектив Ангарской ГРЭ смог найти выход из сложной экономической ситуации: наряду с геологическими работами было решено освоить добычу россыпного золота. Геологическая служба в Нижнем Приангарье была сохранена.
Сегодня Ангарская ГРЭ является одним из наиболее стабильно работающих предприятий Мотыгинского района, а также стоит в ряду самых работоспособных предприятий геологической отрасли края. Стоит ли говорить, как велика в этом заслуга специалистов и руководства АГРЭ, которые в переломный для отрасли момент не покинули «корабль» геологии и смогли удержаться на плаву. Впрочем, разве могли люди, чья работа в геологической службе стала делом жизни, поступить иначе? Ответ очевиден. Сейчас имена многих сотрудников АГРЭ числятся в сводной таблице наград Министерства природных ресурсов РФ. Так, начальник Ангарской ГРЭ Б.В. Бублай награжден знаками «Почетный разведчик недр» и «Отличник разведки недр», главный геолог С.В. Мазур и зам. начальника по экономическим вопросам Ю.В. Саваньяк также имеют знак «Почетный разведчик недр». Знаками «Отличник разведки недр» награждены Б.Е. Вяткин, В.А. Решетов, А.А. Гузаев, П.М. Карпенко, В.И. Мисюков, Т.Л. Мазур, Л.Н. Малахова, А.Д. Прикот, П.М. Горохов, В.В. Палюх, Ю.Д. Сорокин, Н.А. Баранова. Многие геологи награждены памятным знаком «300 лет горно-геологической службе России». До периода реформ за открытие и разведку месторождений многие трудящиеся экспедиции заслужили правительственные награды (ордена и медали), а геолог А.Т. Стеблева была удостоена звания Героя Социалистического Труда.
С одним из профессионалов геологического дела, Сергеем Владимировичем Мазуром, нам удалось немного поговорить. На вопрос, почему он решил связать свою жизнь с геологией, главный геолог не без юмора ответил: «Выбор профессии определился, как в песне: «специальность себе выбрал по наследству...». Мои родители тоже были геологами, правда не твердовиками, а нефтяниками. К тому же в те времена профессии юриста и экономиста романтических устремлений у молодежи не вызывали. Вообще в АГРЭ мы с супругой трудимся с 1970 года. А начали «боевой путь» в 1966 году студентами–практикантами Ангарской ГРЭ в должностях маршрутных рабочих 3-го разряда.
Наиболее плодотворным я считаю период работы до развала геологической отрасли. Наиболее активным – период выживания после развала. Горжусь тем, что мы смогли сохранить экспедицию и продолжить работу. Но впереди еще немало дел. Ведь предстоящий сезон, как и всегда, будет нелегким. На добычных участках уже ведутся горно-подготовительные работы к промывке золотоносных песков, которая начнется с наступлением положительных температур воздуха. И есть все основания полагать, что коллектив Ангарской ГРЭ со своими задачами справится, а геологическая удача принесет нам хорошие результаты. Хочу заметить, что в нашем районе с деятельностью Ангарской ГРЭ связана жизнь и судьба очень многих людей самых разных профессий. Поэтому, пользуясь предоставленной возможностью, поздравляю коллег с наступающим Днем геолога и желаю счастья, мира, благополучия и удачи!».