«Самые непримиримые его враги не оспаривали его масштабности»
«Ленин - типически русский человек. В его характерном, выразительном лице было что-то русско-монгольское. В характере Ленина были типически русские черты, и не специально интеллигенции, а русского народа: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и риторике, практичность мысли… Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство… Он соединял в себе максимализм русской идеи, тоталитарного революционного мировоззрения с гибкостью в средствах борьбы и практической политике. Только такие люди успевают и побеждают» - таким видел Ленина модный ныне эмигрантский мыслитель, «пассажир» «философского парохода» Н. А. Бердяев.
Даже в пору нынешнего беспамятства нет нужды повторять широко известные оценки гениальности Ленина как вождя Великой Октябрьской социалистической революции, как создателя первого в мире Советского рабоче-крестьянского государства. Хотелось бы однако обратить внимание на то, что ленинская гениальность переломной октябрьской поры не была ни озарением, ни «даром божьим». Она стала результатом выверенного теоретического осмысления империалистической стадии капитализма.
Великий революционер В. И. Ленин всю мощь своего интеллекта, организаторского таланта, прогностических способностей подчинил победе революции, открывавшей простор для социалистического созидания. Во имя этого он исследовал развитие капитализма в России, сущность перерастания домонополистического капитализма в империализм, следствия неравномерности развития капитализма в разных странах, непримиримо боролся с идеалистическим отступничеством в рядах партии, изучал движущие силы и гегемона революции, логику функционирования государства… Во имя этого он отсекал в политической практике увлечение одних однопартийцев парламентскими формами борьбы, равно как и ориентацию других на отказ от использования этих форм. Во имя развёртывания революции сплачивал самостоятельных, ершистых, часто претенциозных политиков в единую партийную команду. Он энергично искал союзников и привлекал попутчиков. Но при этом никогда не шёл даже на малейшие компромиссы в идеологии, не отступал от марксистского миропонимания ни на йоту.
Масштаб ленинской личности столь велик, что до сих пор не нашлось эталона, с которым можно было бы её сопоставлять, который годился бы, чтобы её измерить. Потому самые непримиримые его враги не оспаривали его масштабности.
Сегодня В. И. Ленин оказался на весах потомков, которых история лишила счастья быть сопричастными к великой социалистической революции. Наоборот, бросаются в глаза прежде всего хапужничество и цинизм нуворишей и трясина мещанства и мелкобуржуазности. И Ленина начинают старательно пригибать к лилипутскому размеру «героев нашего времени». В нём усердно ищут прежде всего прущую ныне из каждой щели бытовуху с тухлым душком. Из архивов вытаскивают в сердцах написанные записки, чтобы превратить их в свидетелей обвинения величайшего гуманиста в… человеконенавистничестве. И эти домыслы, эта клевета правят бал. Возможно, потому, что мы, те, кто провозглашает себя последователями Ленина, страдаем той же болезнью - мерить великана аршином мелких представлений, идущих из нынешних окаянных дней. Нам оказалось легче его почитать, чем вдумчиво читать, проще славословить, чем жить его требовательностью принципиальных поступков, конкретных дел, классовой непримиримости (По материалам доктора философских наук, профессора В. В. Трушкова).
Подборку подготовил
депутат Мотыгинского райсовета
от КПРФ Николай Макарычев